Социальные сети:
Заместитель Председателя Счетной палаты Галина Изотова в интервью ТАСС в рамках ПМЭФ оценила готовность системы здравоохранения к новым эпидемиям, а также рассказала, как влияет на медицину цифровизация
– Галина Сергеевна, согласно годовому отчету Счетной палаты за 2024 год общий объем выявленных нарушений и недостатков по направлению "Здравоохранение и спорт" составил 9 179 млн рублей. Какие основные проблемы вы видите в этой сфере в текущем году? Какие рекомендации дает Счетная палата?
– Как раз сейчас Счетная палата в рамках подготовки заключения об исполнении бюджета за 2024 год подводит итоги проверок по всем главным распорядителям бюджетных средств, в том числе в сфере здравоохранения и спорта.
Мы отмечаем определенные улучшения финансовой дисциплины. Практически все главные распорядители бюджета в сфере здравоохранения и спорта начали более качественно планировать, сократилась дебиторская задолженность в Минздраве, ФМБА, Росздравнадзоре. При этом объемы дебиторской задолженности, несмотря на снижение в 2024 году, пока еще остаются высокими, поэтому мы продолжим контролировать в наших мероприятиях вопросы, связанные с качеством планирования.
Общий объем нарушений и недостатков, выявленных в Минздраве России и Минспорте России и их подведомственных организациях, по итогам проверки исполнения федерального бюджета за 2024 год составил 3,79 млрд рублей. Основные системные нарушения выявлены в сфере закупок и предоставлении субсидий.
По итогам проверки исполнения бюджета за 2024 год мы дали рекомендации по наделению Минздрава России полномочиями по осуществлению централизованных закупок медицинских изделий. Минспорту России рекомендовали при предоставлении субсидий регионам устанавливать значения целевых показателей.
Еще одна системная проблема — это несвоевременный ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры. За 2024 год Минспорт России не обеспечил ввод 15 объектов спорта, а Минздрав России — 14 объектов.
– Насколько улучшилась ситуация в здравоохранении после пандемии COVID-19? Как вы оцениваете готовность системы здравоохранения в случае появления новых эпидемиологических угроз?
– Безусловно, пандемия стала серьезным вызовом для системы здравоохранения. И, несмотря на все сложности, российская медицина доказала свою готовность противостоять таким угрозам. Мы видим, что уроки, которые преподнес нам COVID-19, в целом усвоены.
Сегодня для повышения устойчивости системы здравоохранения к новым эпидемиям принимается целый комплекс мер господдержки. С 2022 года реализуется федеральный проект "Санитарный щит России", в рамках которого строятся лаборатории высокого уровня биологической безопасности для изучения опасных и неизвестных инфекций. Счетная палата на постоянной основе осуществляет контроль за реализацией проекта. По итогам 2024 года мы отмечаем высокий уровень выполнения установленных в нем показателей и результатов. На 1 января 2025 года в рамках проекта создано 153 лаборатории молекулярно-генетической диагностики инфекций во всех крупных городах.
Кроме того, в рамках реализации госпрограммы "Развитие здравоохранения" проводится большая работа по модернизации первичного звена, вводятся в эксплуатацию стационары, развивается скорая помощь. Но, конечно, еще остаются вопросы к гибкости их работы, оптимальности процессов и сбалансированности организационно-штатной структуры данных учреждений. Над этим нужно работать.
– Как вы оцениваете эффективность механизма межбюджетных трансфертов на медицину? Достаточно ли этих средств для покрытия нужд дотационных регионов?
– Счетная палата в ходе проверок отмечает признаки, указывающие на наличие дефицита финансирования территориальных программ ОМС и недостаточность средств ОМС для финансирования текущих расходов медицинских организаций, это просроченная кредиторская задолженность медорганизаций, недостижение установленного уровня заработной платы врачей и среднего медперсонала, неоплаченные сверхобъемы оказанной медпомощи и ряд других.
Мы также отмечаем, что программа госгарантий (ПГГ) бесплатного оказания гражданам России медицинской помощи требует дополнительного финансирования. При отсутствии установленных сроков ее утверждения ПГГ принимается после федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) без учета реальной потребности населения в медицинской помощи.
Мы видим, что установленный указом президента №597 уровень заработной платы, не менее 200% от размера средней заплаты по региону по врачам и не менее 100% — по среднему медперсоналу, выдерживается не всеми регионами России. В 2024 году требуемого уровня по врачам не достигли в 21 регионе, по среднему медперсоналу — в 19 регионах.
Сохраняется значительная дифференциация по размеру заработной платы между соседними регионами, что способствует трудовой миграции медработников в более благополучные в социально-экономическом отношении субъекты России.
Еще одной причиной оттока кадров является недостаточность мер социальной поддержки медработников со стороны регионов, в первую очередь в виде обеспечения их жильем (в том числе служебным).
Счетной палатой уже ранее предлагалось Минздраву России рассмотреть вопрос о разработке комплекса мер по обеспечению медработников жильем, в том числе служебным, для регионов с низкой бюджетной обеспеченностью, в которых сохраняется значительный дефицит медицинских кадров, но до настоящего времени данный вопрос остается нерешенным.
С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте ТАСС по ссылке.
Подпишитесь на новостную рассылку Счетной палаты