Социальные сети:
Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев 2025 года. Ознакомиться с основными выводами документа можно ниже.
К документамВ первом полугодии 2025 года формирование российской экономики происходило на фоне стабильно высокого санкционного давления, внешнеторговых ограничений и геополитической напряженности на Ближнем Востоке. Одновременно давление на сырьевые рынки оказывало решение стран ОПЕК+ увеличить объемы добычи нефти с 1 апреля 2025 года.
На фоне сохраняющейся жесткой денежно-кредитной политики, ограничений на рынке труда и высокой инфляции отмечалось замедление показателей потребительского спроса и темпов роста заработной платы. При этом динамика промышленного производства была разнонаправленной, а смягчение риторики Банка России и снижение ключевой ставки способствовало улучшению настроений участников рынка.
Динамика инфляции в годовом выражении (по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года) в июне опустилась до 9,40 %. Ежемесячная инфляция также имела тенденцию к замедлению: с 1,23 % в январе до 0,20 % в июне. В целом с начала года прирост потребительских цен составил 3,77 %. Наиболее заметный рост цен с начала года отмечался на услуги (на 6,51 %) и продовольственные товары (на 4,58 %). Непродовольственные товары подорожали на 0,59 %.
Общий объем доходов федерального бюджета превысил 16,5 трлн рублей, или 42,9 % прогнозируемого объема.
По сравнению с первым полугодием 2024 года объем доходов уменьшился на 107,2 млрд рублей, или на 0,6 %. При этом, нефтегазовые доходы снизились на 19,5 % и составили 4,3 трлн. рублей, ненефтегазовые доходы увеличились на 8,4 % и составили 12,2 трлн рублей.
Кассовое исполнение расходов составило 21,3 трлн рублей, или 49,6 % показателя сводной росписи с изменениями, объем исполненных расходов на 3,6 трлн рублей, или на 20,2 %, превысил аналогичный показатель предыдущего года.
На уровне ниже 30 % исполнены расходы (открытая часть) по 5 главным распорядителям:
Расходы на реализацию госпрограмм за январь–июнь 2025 года исполнены (открытая часть) в сумме 13,7 трлн рублей (или 50,3 %), что на 2,1 трлн рублей больше объема исполнения указанных расходов за аналогичный период 2024 года.
По 29 госпрограммам уровень исполнения ниже, чем в аналогичном периоде 2024 года, при этом по 3 госпрограммам (например: экономическое развитие, Северный Кавказ) – более чем на 13 процентных пунктов.
Исполнение расходов в соответствии с реестром объектов капитального строительства составило 32,9 % показателя сводной росписи с изменениями, что на 1,7 процентного пункта ниже, чем за аналогичный период 2024 года (34,6 %). Расходы не осуществлялись по 2 из 47 главных распорядителей средств федерального бюджета (Минцифры России, Ространснадзор).
По данным ГИИС «Электронный бюджет» к вводу в эксплуатацию в 2025 году предусмотрено 247 объектов капитального строительства, из них введены 11 объектов, или 4,5 % количества, что сопоставимо с аналогичным показателем 2024 года (на 1 июля 2024 года – введены 7 из 236 объектов, или 3,0 %).
Объем предоставленных межбюджетных трансфертов регионам превысил 1,7 трлн рублей, или 46,1 % показателя сводной росписи с изменениями, что ниже аналогичного показателя прошлого года на 4,3 процентного пункта (50,4 %).
На уровне менее 25 % показателя сводной росписи с изменениями исполнены расходы по 4 главным распорядителям (Минэнерго России, Минцифры России, Россельхознадзор, Росавиация). Не осуществлялось перечисление межбюджетных трансфертов Росрыболовством.
Федеральный бюджет исполнен с дефицитом в объеме 4,75 трлн рублей, или 2,1 % прогнозируемого объема ВВП, при утвержденном дефиците (с изменениями) 3,79 трлн рублей (1,7 % ВВП).
Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в российской валюте, на 1 035,3 млрд рублей, или в 1,9 раза, больше аналогичного показателя 2024 года, при этом совокупный объем спроса увеличился на 85 %, а предложение – на 23,4 %. Размещение других типов бумаг в отчетном периоде не осуществлялось.
Объем Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте увеличился с начала года на 1,2 трлн рублей (на 10,2%) и составил на 1 июля 2025 года 13,1 трлн рублей (5,9% ВВП).
Объем ликвидных активов ФНБ (средства, размещенные на счетах в Банке России) увеличился на 318,1 млрд рублей (на 8,3%) и составил 4,13 трлн рублей (1,9% ВВП). При этом, несмотря на пополнение ликвидных активов за счет дополнительных нефтегазовых доходов 2024 года, их доля в общем объеме ФНБ снизилась до 31,5%.
Объем средств, размещенных в иных финансовых активах, увеличился на 11,1 % и составил 8,96 трлн рублей. Увеличение сложилось за счет роста рыночной стоимости обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России» (445,9 млрд рублей), Банка ВТБ (ПАО) (31,5 млрд рублей) и ПАО «Аэрофлот» (17,6 млрд рублей)
Государственный долг Российской Федерации в первом полугодии 2025 года увеличился на 1,4 трлн рублей (на 4,9%) и составил 30,5 трлн рублей (13,7% ВВП).
Расходы на обслуживание государственного долга РФ составили 1,6 трлн рублей (49,7% показателя сводной бюджетной росписи), их доля в общем объеме расходов федерального бюджета увеличилась по сравнению с 2024 годом на 1,4 процентного пункта и составила 7,4%.
Доходы бюджетов регионов исполнены в объеме около 11,5 трлн рублей, или 46,6 % предусмотренных бюджетных назначений на 2025 год.
Отмечается общий дефицит исполнения бюджетов в объеме 397,8 млрд. рублей. В соответствующем периоде 2024 года профицит составлял 855,9 млрд. рублей. С суммарным профицитом в объеме 340,4 млрд рублей исполнены бюджеты 19 регионов (в I полугодии 2024 года – свыше 1 трлн рублей в 59 регионах ), с суммарным дефицитом в объеме 738,2 млрд рублей – исполнены бюджеты 71 региона (в I полугодии 2024 года 150,6 млрд рублей в 31 регионе).
Доходы, по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, выросли в 54 регионах на 3,3 %. Рост доходов консолидированных бюджетов регионов обеспечен ростом налоговых и неналоговых доходов (на 5,3 %), в основном за счет роста поступлений НДФЛ на 10,5 %, по группе налогов на имущество – на 7,2 %, от налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения, – на 11,9 %, НДПИ – на 32 %. Кроме того, отмечается рост в 1,6 раза доходов от размещения средств бюджетов.
Расходы выросли в 80 регионах на 15,7 %, (в I полугодии 2024 года она составляла 18,1 %). Опережающий рост расходной части консолидированных бюджетов регионов обеспечен увеличением затрат на национальную экономику – на 24,1 %, социальную политику – на 22,4 %, и образование - на 11,6 %. В 78 регионах темпы роста расходов превысили темпы роста доходов, что в 64 из них привело к дефициту бюджета.
По состоянию на 1 июля 2025 года государственный долг субъектов Российской Федерации составил около 3,3 трлн рублей и увеличился, по сравнению с 1 января 2025 года на 122,4 млрд рублей или на 3,9 %.
В отчетном периоде произошло увеличение государственного долга по бюджетным кредитам на 140,6 млрд рублей, или на 5,7 %, а также по кредитам от кредитных организаций на 12,8 млрд рублей, или на 5,6 %. Уменьшение государственного долга было отмечено по государственным ценным бумагам – на 25,9 млрд рублей, или на 6,7 % и государственным гарантиям – на 5,1 млрд рублей, или на 8,1 %.