Социальные сети:
Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев 2025 года. Ознакомиться с основными выводами документа можно ниже.
К документамВ начале 2025 года российская экономика продолжала функционировать в условиях сохраняющегося санкционного давления и внешнеторговых ограничений. В части внутренних условий давление на динамику основных социально-экономических показателей продолжала оказывать жесткая денежно-кредитная политика на фоне сохраняющейся повышенной инфляции. Основные показатели социально-экономического развития в начале 2025 года постепенно замедлялись.
Доходы федерального бюджета превысили 9 трлн рублей и составили 22,5 % прогнозируемого общего объема доходов, из них нефтегазовых доходов – 2 641,6 млрд рублей, ненефтегазовых доходов – 6 408,5 млрд рублей.
По сравнению с I кварталом 2024 года объем доходов федерального бюджета увеличился на 328,5 млрд рублей, или на 3,8 %, из них:
Кассовое исполнение расходов составило 11,2 трлн рублей, или 26,8 % показателя сводной росписи с изменениями. Объем исполненных расходов на 2 206,6 млрд рублей, или на 24,5 %, превысил аналогичный показатель предыдущего года.
На уровне ниже 15 % исполнены расходы по 13 главным распорядителям:
Расходы на реализацию госпрограмм за январь – март 2025 года исполнены (открытая часть) в сумме 6 913,3 млрд рублей, что на 1 101,8 млрд рублей (на 19 %) больше объема исполнения указанных расходов за аналогичный период 2024 года.
По 26 госпрограммам уровень исполнения ниже, чем в аналогичном периоде 2024 года, при этом по 6 госпрограммам (например: Калининград, Северный Кавказ) – более чем на 10 процентных пунктов.
Исполнение расходов в соответствии с реестром объектов составило 11,5 % показателя сводной росписи с изменениями, что на 5,1 процентного пункта ниже, чем за аналогичный период 2024 года (16,6 %). Расходы не осуществлялись по ряду главных распорядителей, в том числе Минцифры России и Ространснадзор.
По данным ГИИС «Электронный бюджет», в 2025 году к вводу в эксплуатацию предусмотрено 248 объектов, включенных в реестр объектов, из которых в январе - марте 2025 года введено 5 объектов, или 2 % планового количества, что сопоставимо с данными на 1 апреля 2024 года.
Объем предоставленных межбюджетных трансфертов регионам составил 761,3 млрд рублей, или 21,4 % показателя сводной росписи с изменениями, что ниже уровня за аналогичный период прошлого года на 2 процентных пункта (23,4 %).
На уровне менее 10 % показателя сводной росписи с изменениями исполнены расходы по 3 главным распорядителям (Минприроды России, Минспорт России, ФАДН России). Не осуществлялось перечисление межбюджетных трансфертов 4 главными распорядителями (Минцифры России, Росрыболовством, Россельхознадзором, ФАС России).
Федеральный бюджет исполнен с дефицитом в объеме 2 173,5 млрд рублей, или 1,0 % прогнозируемого объема ВВП, при утвержденном дефиците 1 173,4 млрд рублей (0,5 % ВВП).
Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в российской валюте, на 319,3 млрд рублей, или на 43,5 %, больше аналогичного показателя 2024 года, при этом совокупный объем спроса увеличился на 68,8 %, а предложение – на 50,7 %. В I квартале 2025 года заимствования на международных рынках капитала не осуществлялись.
Объем Фонда национального благосостояния по состоянию на 1 апреля 2025 года в рублевом эквиваленте составил 11 750,7 млрд рублей (5,5 % ВВП) и по сравнению с началом года уменьшился на 129,2 млрд рублей, или на 1,1 %.
На счетах в Банке России размещено 3 268,9 млрд рублей (1,5 % ВВП), из них 57,6 % размещено в китайских юанях, 42,3 % в золоте в обезличенной форме и 0,1 % в рублях. С начала года объем размещенных средств уменьшились на 541 млрд рублей, или на 14,2 %. Уменьшение сложилось в основном за счет отрицательной курсовой разницы и переоценки стоимости золота в объеме (-) 380,9 млрд рублей, а также сальдо направления средств в иные финансовые активы в объеме (-) 160,1 млрд рублей (размещено 166,7 млрд рублей, возвращено – 6,6 млрд рублей).
В иных финансовых активах размещены 8 481,8 млрд рублей (3,95 % ВВП), из них 40,8 % в обыкновенных акциях ПАО «Сбербанк России», 19,2 % в размещениях, связанных с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов. С начала года объем средств, размещенных в иные активы, увеличился на 411,7 млрд рублей, или на 5,1 %, в основном за счет увеличения рыночной стоимости обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России» (333,7 млрд рублей) и ПАО «Аэрофлот» (22,7 млрд рублей).
Государственный долг в I квартале 2025 года увеличился на 106,2 млрд рублей, или на 0,4 %, и составил 29,1 трлн рублей.
Расходы на обслуживание государственного долга (с учетом статьи 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации) составили 733,2 млрд рублей, или 23% показателя сводной росписи. При этом их доля в общем объеме расходов федерального бюджета составила 6,5 % и увеличилась по сравнению с 2024 годом на 0,7 процентного пункта.
Доходы бюджетов регионов исполнены в объеме 5 488,5 млрд рублей, расходы – 5 153,4 млрд рублей, или 19,1 % предусмотренных на год объемов.
На 1 апреля 2025 года отмечается общий консолидированный профицит исполнения бюджетов в объеме 335,1 млрд. рублей (в соответствующем периоде 2024 года профицит составлял 624,1 млрд. рублей).
С суммарным профицитом в объеме 489 млрд рублей исполнены бюджеты 44 регионов (в I квартале 2024 года – 679,8 млрд рублей в 68 регионах ), с суммарным дефицитом в объеме 153,9 млрд рублей – бюджеты 46 регионов (в I квартале 2024 года 55,7 млрд рублей в 22 регионах).
Доходы, по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, выросли в 58 регионах на 7,9 %. Рост доходов консолидированных бюджетов регионов сложился за счет роста налоговых и неналоговых доходов (на 11 %) практически по всем основным источникам: налогу на прибыль организаций – на 6,4 %, налогу на доходы физических лиц – на 12,4 %, группе налогов на имущество – на 7,4 %, акцизам – на 4,6 %.
Также выросли и расходы - в 77 регионах на 15,5 %, что обусловлено увеличением затрат на социальную политику – на 25,9%, национальную экономику – на 23,3 % и образование - на 14,6%.
По состоянию на 1 апреля 2025 года государственный долг регионов составил 3 170,4 млрд рублей и увеличился, по сравнению с 1 января 2025 года (3 147,6 млрд рублей), на 22,8 млрд рублей, или на 0,7 %.
В I квартале произошло увеличение государственного долга по бюджетным кредитам с 2 466,6 млрд рублей до 2 580,4 млрд рублей (на 113,8 млрд рублей, или на 4,6 %) и уменьшение по государственным ценным бумагам – с 385,1 млрд рублей до 372,5 млрд рублей (на 12,6 млрд рублей, или на 3,3 %), кредитам от кредитных организаций с 227,5 млрд рублей до 159,3 млрд рублей (на 68,2 млрд рублей, или на 30 %), государственным гарантиям с 63,45 млрд рублей до 53,3 млрд рублей (на 10,1 млрд рублей, или на 16 %).
Оперативный анализ
11 июня 2024
Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-март 2024 года.
Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – март 2024
Оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – март 2024 года