Социальные сети:
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, участники заседания! Счётная палата уделяет большое внимание обсуждаемой сегодня теме. С 2022 года мы провели восемь мероприятий, которые прямо или косвенно данную тему затрагивают. Остановлюсь на основных результатах.
Первое. Одним из основных инструментов развития сферы ЖКХ является госпрограмма "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (ГП-05). Положительный момент, который мы отмечали в рамках исполнения бюджета за 2023 год и ранее, — освоение средств по программе составляет 100 процентов и достижение результатов тоже стопроцентное. Однако в части федпроектов, которые касаются именно коммунальной инфраструктуры, отмечали и проблемы — это слабое привлечение внебюджетных средств и корректировка показателей в конце года под фактически достигнутые.
Второе. Данная программа в настоящее время не является единственным механизмом финансирования развития сектора ЖКХ. Серьёзным источником поддержки сектора стали инструменты инфраструктурного меню, ряд направлений ЖКХ финансируется за счёт госпрограмм, носящих региональный характер, а также индивидуальных программ развития регионов. Мероприятия по проверке водоснабжения показали, что финансовые ресурсы на развитие данного направления рассредоточены между восемью федеральными инструментами. Все эти инструменты имеют разные требования к регионам для предоставления средств, а также разные параметры эффективности реализации мероприятий. Считаем, что и условия для предоставления средств, и требования, отражающие эффективность объектов в рамках общей модернизируемой системы, должны быть одинаковыми для инструментов поддержки. И в своём докладе Ирек Энварович данные требования полностью обозначил.
Третье. Счётная палата не раз отмечала, что краткосрочная тарифная политика приводит к низкой предсказуемости доходов ресурсоснабжающих организаций в будущие периоды. Сфера коммунальной инфраструктуры — сектор, требующий долгосрочных вложений, в котором должны превалировать комплексные проекты, а не так, как сейчас у нас: каждый раз конкретные объекты, по которым, собственно, мы и отчитываемся. Это требует длинных денег. В рамках мероприятия по проверке теплоснабжения мы показали, что существующая тарифная политика также способствует росту бюджетных расходов на финансирование межтарифной разницы, о чём в своём докладе Олег Викторович уже сказал. В 2023 году она составила 245 миллиардов, по сравнению с 2021 годом, когда мы проводили мероприятия, рост на 32 процента. Также необходимо отметить, что в ряде подсекторов коммунального хозяйства, например в водоснабжении, существующий средний тариф — по регионам, конечно, ситуация очень разная — не обеспечивает не то что развития, а воспроизводства данной инфраструктуры, он составляет 33,6 рубля за куб.
Четвёртое. По итогам практически всех мероприятий мы отмечали отсутствие актуальной и верифицированной информации для принятия решений в отношении развития сектора ЖКХ. Отсутствуют данные о реальном износе, данные о реальной выручке подсекторов, о финансировании бюджетной системы в разрезе подсекторов, о количестве концессионных соглашений и исполнении обязательств, зафиксированных в них. Безусловно, для качественных изменений в секторе необходимо данную ситуацию менять. Отсутствие верифицированной информации по сквозным показателям в документах территориального и отраслевого планирования приводит к тому, что существующие отраслевые схемы, которые есть в каждом муниципалитете, в очень редких случаях являются качественными и отражают приоритетные направления модернизации инфраструктуры.
И пятое. Первый этап анализа концессионных соглашений в ЖКХ, который мы реализуем по поручению Государственной Думы, показал, что в период с 2006 года в сфере жилищно-коммунального хозяйства реализуется или завершено более 3,5 тысячи концессий, это 85 процентов общего объёма концессионных соглашений. В настоящее время данный механизм является основным для привлечения внебюджетных инвестиций в сектор коммунального хозяйства. Объём инвестиций, предусмотренных в рамках соглашений, составляет более 1,2 триллиона рублей, но при этом 25 процентов соглашений практически не имеет инвестиционных обязательств. Я могу сказать, что это, как правило, соглашения, заключённые в период 2015—2016 годов с целью выполнения поручений президента. С учётом реалий текущего времени, а также системных проблем сектора для развития данного механизма необходимы серьёзные изменения. Часть из них зафиксирована в "дорожной карте" Госдумы, разработанной рабочей группой под руководством Алексея Васильевича Гордеева. Хотела бы поблагодарить за возможность участия в формировании данного документа. Работу по концессиям мы продолжаем. Итоги мероприятия будут направлены в Госдуму в начале следующего года.
Благодарю за внимание.
С полной стенограммой заседания можно ознакомиться на сайте Государственной Думы по ссылке.
Подпишитесь на новостную рассылку Счетной палаты