Открытость государства в России

Развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководителей ведомств и организаций перед обществом за достижение целей Стратегии развития Счетной палаты на 2025–2030 гг.

Для реализации задачи 3 стратегии Счетная палата проводит исследования и проверки, готовит аналитические материалы, ведет коммуникацию с органами власти, общественными организациями, экспертным сообществом, запускает сервисы и порталы, которые повышают открытость государства и делают процесс принятия решений более понятным для граждан.


Ежегодный доклад «Открытость государства в России»

С 2019 года Счетная палата выпускает аналитический доклад «Открытость государства в России». В разные годы в подготовке доклада принимали участие эксперты из АНО «Инфокультура», Центра перспективных управленческих решений, проекта «Если быть точным», а также независимые исследователи.


Доклад 2023 года

pdf 890.13 КБ

04 декабря 2025

Доклад 2022 года

pdf 912.7 КБ

04 декабря 2025

Доклад 2021 года

pdf 2.63 МБ

04 декабря 2025

Доклад 2020 года

pdf 594.49 КБ

04 декабря 2025

Доклад 2019 года

pdf 13.88 МБ

04 декабря 2025


Эксперты разработали методологию, которая позволяет оценить уровень открытости ведомств по трем направлениям:

  1. Открытость информации — это набор правовых и коммуникационных инструментов, которыми должны располагать граждане для получения информации, находящейся в ведении государственных органов.
  2. Открытые данные — механизм получения данных от государства в проактивном, автономном и регулярном режиме. Это означает, что государство публикует данные независимо от наличия запросов.
  3. Открытый диалог — категория, которая предполагает непосредственное взаимодействие ведомств с гражданами, в том числе включающее в себя участие граждан в принятии решений, а также возможность контролировать качество их исполнения. Это, например, публичные консультации, экспертиза законопроектов, партисипаторное, в том числе и инициативное, бюджетирование, общественные обсуждения, голосования по частным вопросам, механизмы онлайн-петиций и электронные приемные.

Оценки по всем параметрам и категориям являются полностью публичными и доступны для самостоятельного анализа. Этот подход принят авторами еще в прошлом году для того, чтобы рейтинг мог быть использован не только для проведения оценок общего состояния, но и как инструмент совершенствования открытости ФОИВ:


Открытость государственных информационных систем – функциональная открытость государства

Сейчас в России функционирует 876 информационных систем федерального уровня. По оценкам экспертов, суммарные расходы на них за 2017–2019 годы составляют 60-75 млрд рублей, включая затраты на центры обработки данных и инфраструктуру электронного правительства. Это около 50–60% от всех IT-бюджетов госорганов.

В 2020 году ведомство представило аналитический доклад «Оценка открытости государственных информационных систем в России» подготовленный совместно с экспертами АНО «Информационная культура» и Центра перспективных управленческих решений. Эксперты детально проанализировали 50 федеральных государственных информсистем и составили их рейтинг по уровню доступности информации и качеству данных в них. Полные оценки экспертов доступны для анализа по ссылке.


Оценка открытости государственных информационных систем в России
Аналитический доклад, подготовленный совместно с экспертами АНО «Информационная культура» и Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР)

pdf 1.24 МБ

04 декабря 2025

Открытость бюджета

Раз в два года Международное бюджетное партнерство (International Budget Partnership, IBP) публикует Обзор открытости бюджета, охватывающий 117 стран. В рейтинге по итогам 2019 года, опубликованном в апреле 2020 года, Россия заняла 14 место, набрав 74 балла. Свой вклад в этот рост внесла Счетная палата, оценки которой с 2017 года выросли по всем критериям.

Исследование основывается на результатах анкеты из 145 вопросов, заполняемой в каждой стране независимым экспертом по бюджету. Также проект вопросника каждой страны рассматривается анонимным независимым экспертом, а в России — еще и представителем Министерства финансов.

Портал-агрегатор «Госрасходы»

В ноябре 2019 года Счетная палата запустила специальный проект — портал-агрегатор «Госрасходы». Главная цель портала — дать интересующимся гражданам инструмент для изучения госфинансов: от выделения бюджетных средств до результатов контрактов и конечных получателей. Проект делает прозрачнее и понятнее все, что затрагивает вопросы государственных расходов и доходов: от планирования государственного бюджета, субсидий, закупок и нацпроектов до проведения торгов, заключения контрактов и их результатов.

На портале регулярно появляются новые индикаторы контрактной системы и рейтинги, построенные на основе данных. Кроме того, в рамках «Госрасходов» идет сотрудничество с экспертным и академическим сообществом — для этого в апреле 2020 года создан специальный раздел «Дата-лаборатория».

Открытый код Счетной палаты

Счетная палата первой из российских государственных органов открыла свои исходные коды. Для общественности доступны новые проекты контрольного ведомства по автоматизации работы инспекторов и сотрудников. Часть открытого кода содержит обучающие материалы по работе с открытыми финансовыми данными. Хранилище регулярно обновляется и пополняется пакетами для дизайнеров и программистов.

Предложения и идеи по развитию репозитория направляйте по адресу: code@ach.gov.ru

Понятный язык

Одной из задач Счетной палат является предоставление информации о своей деятельности на понятном для всех аудиторий языке. Для этого в 2019–2021 годах инспекторы СП прошли обучение принципам и методикам понятного языка. В открытом доступе размещены обучающие видео и презентации с рекомендациями, как писать проще о сложных государственных вопросах:

Отчет как выполнение миссии и задач Счетной палаты

По итогам трех лет работы и апробации различных подходов Коллегия Счетной палаты приняла методические рекомендации «Как написать отчет простым и доступным языком». Они доступны на нашем сайте и призваны помочь госслужащим любого уровня власти эффективнее рассказывать о своей работе.


Как написать отчет простым и доступным языком
Методические рекомендации утверждены Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 5 апреля 2022 года

pdf 507.31 КБ

04 декабря 2025

Ежегодный доклад «Открытость государства в России» 2023 года

pdf 890.13 КБ

04 декабря 2025

Ежегодный доклад «Открытость государства в России» 2022 года

pdf 912.7 КБ

04 декабря 2025

Ежегодный доклад «Открытость государства в России» 2021 года

pdf 2.63 МБ

04 декабря 2025

Ежегодный доклад «Открытость государства в России» 2020 года

pdf 594.49 КБ

04 декабря 2025

Ежегодный доклад «Открытость государства в России» 2019 года

pdf 13.88 МБ

04 декабря 2025

Оценка открытости государственных информационных систем в России
Аналитический доклад, подготовленный совместно с экспертами АНО «Информационная культура» и Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР)

pdf 1.24 МБ

04 декабря 2025

Как написать отчет простым и доступным языком
Методические рекомендации утверждены Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 5 апреля 2022 года

pdf 507.31 КБ

04 декабря 2025