Социальные сети:
В первую очередь зампред Счетной палаты обратила внимание на недостатки методик расчета двух ключевых показателей наццели: «повышение уровня удовлетворенности граждан условиями для занятий физкультурой и спортом» и «доля граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом».
Так, достижение первого показателя определяется Минспортом по результатам соцопросов. При этом в Методике его расчета отсутствуют правила и порядок проведения опросов, не установлены количество респондентов/регионов и перечень вопросов, что, по мнению Счетной палаты, снижает достоверность итоговых выводов.
В отношении показателя по доле граждан, систематически занимающихся спортом, Галина Изотова отметила несоответствие расчетов Минспорта о его выполнении данным других источников (Росстата, ВЦИОМа, АНО «Национальные приоритеты»). Как показала проверка Счетной палаты, в среднем значения показателя могут различаться в 2-3 раза. «Необъективному отражению сведений о систематически занимающихся спортом гражданах способствуют недостатки методики расчета этого показателя, в том числе задвоение отдельных сведений», - подчеркнула Галина Изотова.
Говоря о наиболее важных системных проблемах в сфере физкультуры и спорта, Галина Изотова особо отметила нехватку кадров.
«Согласно статистическим данным, наблюдаются межрегиональные диспропорции по обеспеченности спортивными специалистами в регионах. На 1 января 2024 года в целом по России на одного штатного специалиста в физической культуре и спорте приходится 339 человек. В отдельных регионах этот показатель превышает 1 000 человек. При этом при распределении средств на подготовку кадров не учитывается текущий уровень обеспеченности регионов спортивными специалистами»
Диспропорции также наблюдаются и в обеспеченности регионов спортивными объектами. Как показала проверка реализации проекта «Спорт норма жизни», уровень обеспеченности может отличаться более чем в 7 раз. При этом большая часть спортивных объектов построена в регионах, у которых обеспеченность спортивной инфраструктурой превышает средний показатель по стране. «При принятии решения о финансировании строительства спортивных объектов Минспортом не учитывается уровень обеспеченности ни региона, ни муниципального образования. Это усугубляет проблему диспропорций в их доступности», - подчеркнула Галина Изотова.
Еще одна важная проблема, отмеченная Счетной палатой в ходе проверки, связана с тем, что при строительстве спортивных объектов не учитываются установленные нормативы обеспеченности населения спортивной инфраструктурой. Например, в рамках федерального проекта был построен бассейн в селе с численностью населения 3 тысячи человек, хотя по нормативам для строительства такого объекта численность населения должна быть выше 30 тысяч человек. В результате несоблюдение нормативов приводит к неполной загрузке построенных объектов.
Еще одной причиной недозагруженности объектов является неоптимальный график их работы. Например, есть объекты, которые работают только 8 часов в день, а в выходные закрыты. Требования к регламенту их работы не установлены.
Кроме того, проверка показала, что стоимость строительства однотипных объектов в сопоставимых регионах может отличаться до 4 раз. Это обусловлено избыточными характеристиками индивидуальных проектов.
«По итогам проверки Счетная палата рекомендовала Минспорту установить приоритетность финансирования регионов с низким уровнем обеспеченности спортобъектами, а также объектов, соответствующих утвержденным нормативам. Кроме того, предложено финансировать объекты с использованием типовой проектной документации, а также разработать рекомендации по эксплуатации спортивных объектов»
Подпишитесь на новостную рассылку Счетной палаты