Социальные сети:
«В последние годы налоговые органы за счет применения риск-ориентированного подхода значительно сократили свое очное присутствие в жизни налогоплательщиков. Сейчас в среднем проверяется одна компания из тысячи. В то же время проверка Счетной палаты показала, что в последние годы доля безрезультативных налоговых проверок, хоть и незначительно, но выросла, а их средняя продолжительность не сокращается», – сообщил Андрей Батуркин.
При этом аудитор подчеркнул, что благодаря конструктивному взаимодействию Счетной палаты и ФНС многие рекомендации контрольного ведомства были учтены еще в ходе проверки. «Мы обсуждали с ФНС наши предварительные выводы, и они во многом совпали с видением налоговой службы. В результате еще до окончания проверки ФНС направила своим территориальным органам письма с мерами, предусматривающими отказ от малоэффективных проверок, сокращение их сроков, уменьшение количества документов, запрашиваемых у налогоплательщиков. Также был внедрен новый сервис «Как меня видит налоговая», которая позволяет налогоплательщикам фактически провести самодиагностику и при необходимости скорректировать свои налоговые обязательства. Очевидно, что реализуемые меры должны привести к снижению издержек для налогоплательщиков и повысить прозрачность и эффективность налогового администрирования», – отметил аудитор.
«То есть фактически мы уже сейчас вышли на уровень почти 30% к общему объему доходов и расходов федерального бюджета, – подчеркнул аудитор. – При этом государству важно понимать, ради каких целей вводятся эти льготы и какой эффект будет получен».
По словам Андрея Батуркина, Министерство финансов проводит большую работу по систематизации различных налоговых льгот и преференций. Ведомствами - кураторами налоговых расходов постепенно разрабатываются соответствующие методики оценки их бюджетной эффективности. В свою очередь, Федеральная налоговая служба также осуществляет оценку эффективности налоговых льгот - на базе ФНС функционирует аналитическая платформа «Эффективность льгот», где на основе данных бухгалтерской и налоговой отчетности формируются оперативные данные о влиянии налоговых льгот на финансово-экономические показатели организаций. «По мнению Счетной палаты, здесь возникает проблема, связанная с применением двух разных систем оценки. С одной стороны, мы оцениваем бюджетную эффективность налоговых льгот и преференций, с другой - использование льгот налогоплательщиками. На наш взгляд, необходимо объединить эти два подхода и создать единую интегральную оценку», – высказал мнение аудитор.
Отдельное внимание в ходе своего выступления аудитор уделил акцизам на табачную продукцию. Он напомнил, что в законе о федеральном бюджете на 2023-2025 годы Минфин заложил дополнительные ежегодные поступления в бюджет (по 100 млрд рублей) за счет повышения уровня собираемости и администрирования табачных акцизов. При этом непонятно, за счет чего конкретно должно произойти улучшение администрирования, учитывая, что уровень собираемости данных акцизов за прошлый год и так составил почти 100% (99,96%).
«Поэтому представляется целесообразным при подведении результатов исполнения бюджета за 2023 год проанализировать достижимость установленного Минфином показателя по дополнительным 100 млрд рублей от табачных акцизов и, если ожидания не оправдаются, вернуться к обсуждению вопроса о передаче части акцизов из федерального бюджета в бюджеты субъектов с целью стимулирования работы региональных властей к сокращению нелегального табачного оборота и, как следствие, росту налоговых поступлений», – заключил Андрей Батуркин.
Подпишитесь на новостную рассылку Счетной палаты