ВСЕ НОВОСТИ
Пресс-релиз 31.10.2022 21:00:00 1 465 ПРОСМОТРОВ

Счетная палата на XX Форуме стратегов: основные тезисы первого дня

Как обеспечить качество, устойчивость и безопасность развития страны, повысить значимость системы стратегического планирования и эффективность реализации государственных программ – такими стали основные темы дискуссий первого дня XX Форума стратегов, в которых приняли участие представители Счетной палаты.
«Качество, устойчивость, безопасность»

На панельной дискуссии «Качество, устойчивость, безопасность» обсуждались вопросы реализации целей устойчивого развития (далее – ЦУР) и экологической безопасности и повышения качества госуправления. Аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев рассказал, что в настоящее время контрольное ведомство проводит мероприятие, посвященное достижению показателей ЦУР в регионах. Оно включает анализ системы мониторинга показателей ЦУР и их динамики, достижения показателей региональных проектов и программ, а также бюджетного финансирования мероприятий, соотносящихся с ЦУР. 

Зайцев Дмитрий Александрович

Зайцев Дмитрий Александрович

«Говоря о развитии страны, экономике, инвестициях, мы не должны забывать о качественных параметрах, которыми должны обладать те самые инвестиции или действия федеральной и региональной власти».
«Перспективы территориального планирования в России»

В ходе панельной дискуссии «Перспективы территориального планирования в России» поднимались вопросы значимости системы стратегического планирования в развитии городов и управлении развитием территорий. Аудитор Счетной палаты Наталья Трунова отметила, что функция стратегического и территориального планирования заключаются в том, чтобы оптимизировать имеющуюся инфраструктуру и запустить в ней процессы развития. 

Трунова Наталья Александровна

Трунова Наталья Александровна

«Функция документов терпланирования – в определении того, где стратегическое планирование будет наиболее эффективным, где элементы развития дадут максимальный эффект, и каким образом совместить уже имеющиеся инфраструктуры с этими «импульсами развития». С 2011 года эта функция постепенно была редуцирована. Мы видим необходимость ее возврата в документы терпланирования, потому что невозможно управлять такими вопросами только на федеральном уровне».
«Оценка госпрограмм: подходы и направления совершенствования»

В рамках круглого стола «Оценка госпрограмм: подходы и направления совершенствования» обсуждалась новая методика оценки госпрограмм, разработанная Счетной палатой. Она состоит из двух этапов: первый – это оценка всех госпрограмм в рамках аудита исполнения федерального бюджета, второй – конкретные тематические контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, предусмотренные Планом работы Счетной палаты и реализуемые в том числе на основе результатов первого этапа оценки.

Начальник инспекции по развитию методологии аудита программ и проектов департамента исследований и методологии Счетной палаты Игорь Яременко отметил, что показатели госпрограмм должны отражать итоговые социально-экономические эффекты и эффекты в сфере национальной безопасности. Объем таких показателей в проекте федерального бюджета на 2023–2025 годы составляет 50 %. 

«При этом по каждому показателю у нас есть своего рода паспорт, где мы говорим о том, к чему он относится, какой у него уровень и какая динамика», – сказал Игорь Яременко. Для решения задач в этой сфере требуется корректировка законодательных актов и встраивание процедур оценок госпрограмм в бюджетный процесс.

«Антикризисные стратегии моногородов»

В ходе сессии «Антикризисные стратегии моногородов» обсуждались ключевые проблемы градообразующих предприятий моногородов в текущих условиях, стратегии адаптации моногородов к введенным ограничениям, а также инструменты государственной поддержки. Аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев отметил, что задача диверсификации, которая стояла перед экономикой моногородов, должна реализовываться более интенсивно. 

Зайцев Дмитрий Александрович

Зайцев Дмитрий Александрович

«Большая часть населения моногорода работает на то, чтобы обслужить предприятия моногорода. Сохраняя производство, мы сохраняем огромное количество зависимых от этого производства субъектов, в том числе экономических».

Кроме того, была отмечена необходимость адресного подхода в отношении тех производств, которые занимались инновационным развитием и модернизацией, но на данный момент оказались не в самых выгодных условиях. В качестве решения этих проблем в том числе обсуждался вопрос приоритизации расходов бюджета.