ВСЕ НОВОСТИ
Пресс-релиз 12.02.2024 09:00:00 1 106 ПРОСМОТРОВ

В 2023 году реализовано 473 рекомендации Счетной палаты

В 2023 году Счетная палата направила объектам аудита 539 рекомендаций по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Выполнено 473 рекомендации, в том числе выданные в предыдущие годы. Из них 132 – приоритетные. Всего с 2019 по 2023 год контрольное ведомство выдало 3074 рекомендации, из которых выполнены и сняты с контроля 1753 рекомендации, включая 656 приоритетных.

Об отдельных примерах успешно реализованных рекомендаций рассказываем в нашем обзоре.

  • В 2021 году по итогам проверки АО «Кавминкурортресурсы» Счетная палата указала на недостаточный государственный контроль за учетом извлекаемых минеральных вод при разработке месторождений, что создавало риски сверхнормативной добычи минеральной воды и, как следствие, занижения налоговой базы при расчете налога на добычу полезных ископаемых. Контрольное ведомство предложило ввести требования по опломбированию приборов учета объема добываемых подземных вод, а также определить федеральный орган исполнительной власти, который будет осуществлять контроль за организацией этого учета.

В 2023 году Минприроды России выполнило рекомендацию Счетной палаты, установив в Правилах разработки месторождений подземных вод обязательные требования по опломбированию приборов учета объема их добычи подземных вод для защиты от несанкционированного вмешательства в их работу. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами контроль за соблюдением требований к измерениям и средствам измерений объема добываемых ресурсов будет осуществлять Росстандарт, а контроль за эксплуатацией месторождений подземных минеральных вод – Росприроднадзор.

  • В 2023 году выполнена рекомендация Счетной палаты о корректировке расчета цены лота крабовых аукционов. Ее реализация уже принесла в бюджет дополнительный доход в размере 119,4 млрд рублей.

Напомним, в 2021 году Счетная палата в ходе проверки Росрыболовства обратила внимание на необоснованность понижающего коэффициента инвестиционного обязательства (0,25), применяемого при расчете стартовой цены предмета крабового аукциона, назвав его «фактически дисконтирующим». Коэффициент был введен в целях компенсации победителям аукционов затрат на строительство судов-краболовов. При этом по результатам его применения фактическая компенсация по итогам проведенного в 2019 году аукциона превысила фактическую проектную стоимость строительства более чем в шесть раз. Как следствие, это привело к значительному снижению цены предмета аукциона и рискам недопоступления в федеральный бюджет 305 млрд рублей в 2019-2020 годах.

По итогам проверки Счетная палата рекомендовала Правительству пересмотреть значение применяемого коэффициента. Предложение контрольного ведомства было поддержано Минфином России и в июне 2023 года постановлением Правительства РФ коэффициент инвестиционного обязательства был повышен с 0,25 до 0,6. Анализ результатов крабовых аукционов, проведенных в октябре 2023 года, показал, что применение увеличенного значения коэффициента при расчете стартовой цены лотов принесло государству 119,4 млрд рублей.

  • В 2022 году в ходе аудита мер поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) Счетной палатой были отмечены недостатки методики расчета показателя численности занятых в сфере МСП, при применении которой происходил двойной учет одних и тех же лиц в составе различных категорий. Это приводило к существенному завышению показателя (на 1 – 1,5 млн человек на разные отчетные даты, или на 5 % и более), который в результате не отражал реальную занятость в секторе.

В целях исполнения рекомендации Счетной палаты Минэкономразвития России скорректировало данную методику и с января 2023 года она предусматривает однократный учет работников субъектов МСП, состоящих в различных категориях. Кроме того, обновленная методика с апреля 2023 года предусматривает исключение из численности занятых в МСП налогоплательщиков налога на профессиональный доход, не декларировавших доход в течение последних 12 месяцев. Это позволяет не учитывать номинально зарегистрированных лиц. Выполнение рекомендации Счетной палаты позволит более качественно оценить эффект от оказываемых мер поддержки.

Помимо приведенных примеров, в 2023 году были выполнены и другие значимые рекомендации Счетной палаты, в том числе направленные на повышение качества жизни на сельских территориях, совершенствование механизмов использования материнского капитала и обеспечения жильем молодых семей.

Ознакомиться со всеми открытыми рекомендациями Счетной палаты можно здесь.