ВСЕ НОВОСТИ
Пресс-релиз 11.04.2023 20:48:00 4 152 ПРОСМОТРА

Сергей Мамедов: вопросы реализации «мусорной реформы» находятся на контроле Счетной палаты

  • Мамедов Сергей Валерьевич Аудитор

Реализация реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) находится в поле постоянного внимания Счетной палаты. Однако результаты проверок свидетельствуют, что федеральный проект по ТКО не в полной мере справляется с поставленными задачами. О том, в чем причины такой ситуации и какие рекомендации дает контрольное ведомство, на заседании круглого стола фракции КПРФ «Законодательное обеспечение сбора, транспортировки и утилизации твердых коммунальных отходов в Российской Федерации» рассказал аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов.

«Отмечу, что Минприроды и ППК «РЭО» сделано немало. Проведена большая работа с регионами. Территориальные схемы обращения с отходами приведены в соответствие с параметрами федеральной схемы. В субъектах определены инвесторы, которым оказывается государственная поддержка для создания мощностей по обработке и утилизации отходов. Однако в реализации «мусорной реформы» остается ряд недостатков», – считает аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов.

Одной из причин возникновения такой ситуации являются темпы создания мощностей по обработке и утилизации ТКО. 

В этом году субъектами создано 25 объектов обработки, 5 объектов утилизации, 2 объекта размещения, мощность которых в общей сложности составляет порядка 4 млн тонн в год. Объекты обработки и утилизации ТКО мощностью около 1 млн тонн в год, которые должны были быть созданы с участием финансовой поддержки из федерального бюджета, в эксплуатацию еще не введены.

Не до конца решены и проблемы информационного обеспечения. Отсутствие единой государственной системы учета ТКО не позволяет эффективно осуществлять управление системой обращения с отходами, определять значения показателей, характеризующих объемы утилизации и обработки отходов, а также объемы финансирования на создание комплексной системы обращения с отходами.

Еще одна важная причина – несовершенство законодательного обеспечения реформы. Начало ее реализации было отложено на два года из-за неготовности необходимых для этого нормативно-правовых актов как на федеральном, так и на региональном уровне. Некоторые нормативные акты были приняты с задержкой от шести месяцев до двух лет.

По результатам одной из проверок в сфере обращения с ТКО Счетная палата указывала, что действующий механизм «расширенной ответственности производителя» (механизм РОП), который реализуется с 2015 года, не в полной мере обеспечивает решение задач по повышению утилизации отходов и снижению их захоронения. Правительством РФ в 2020 году была утверждена Концепция совершенствования РОП. Она в том числе предполагала введение с 2022 года норматива утилизации 100 % в отношении произведенной и ввезенной упаковки, а к 2030 году – поэтапно в отношении всех товаров.  

По данным ППК «РЭО», при введении указанной нормы увеличение доходов федерального бюджета от экологического сбора составило бы в 2022 году более 10 млрд рублей, в 2023 году – более 14 млрд рублей. При этом разработанный Минприроды в 2021 году и доработанный в 2022 году законопроект, предполагающий совершенствование этого механизма, в Государственную Думу пока еще не внесен.
Мамедов Сергей Валерьевич

Мамедов Сергей Валерьевич

«По итогам нашего мероприятия мы рекомендовали Правительству РФ обеспечить внесение в Государственную Думу соответствующего законопроекта. Данный вопрос мы держим на контроле».