Социальные сети:
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! В своем выступлении Николай Григорьевич подробно рассказал о ходе реализации значимых проектов в сфере энергетики. И в первую очередь необходимо отметить, что в условиях введения ограничительных мер Минэнерго обеспечило необходимую координацию деятельности компаний ТЭК, что позволило обеспечить успешное функционирование отрасли в целом.
Поскольку проекты, о которых мы сегодня говорим, имеют важное значение как для отрасли, так и для экономики в целом, в своем выступлении я хотел бы сосредоточиться на тех результатах наших проверок, которые могут оказаться существенными для их успешной реализации.
Главным инструментом реализации задач, которые стоят перед министерством, является госпрограмма «Развитие энергетики». К сожалению, оценить качество ее исполнения как достаточно высокое пока в настоящее время еще нельзя.
В прошлом году не были достигнуты значения девяти из 31 целевых показателей. Среди неисполненных такие показатели, как темп роста инвестиций в основной капитал, доля моторных топлив экологического класса в общем объеме производства моторного топлива.
С нарушением установленных сроков реализуется ряд мероприятий энергетической части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Так, из 16 мероприятий со сроком исполнения в 2020 году в установленный срок выполнены только 12.
Вообще, если говорить об инвестициях в сфере ТЭК, то следует отметить, что здесь крупные инвестпроекты, как правило, реализуются компаниями в рамках собственных инвестиционных программ, а роль Минэнерго заключается прежде всего в координации их деятельности. О важности этой работы свидетельствует тот факт, что недостижение показателей по темпам роста инвестиций практически всегда негативно отражается на уровне исполнения других показателей. Так, одним из результатов проводимой модернизации российских МПЗ должны стать повышение глубины переработки нефти и увеличение доли выхода светлых нефтепродуктов.
При этом последний показатель, установленный прежней энергетической стратегией на 2015 год (64 процента), не был достигнут и к концу 2020 года составил 62,5 процента. А в новой энергостратегии установлены другие целевые показатели – уже 70 процентов. Очевидно, что для обеспечения достижения этой цели Минэнерго как ответственному исполнителю необходимо использовать более действенные инструменты управления.
Здесь в первую очередь, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на повышение качества процесса подготовки отраслевых документов стратегического планирования.
В настоящее время Счетной палатой проводится анализ механизмов и рисков реализации энергетической стратегии до 2035 года. Проверка еще не завершена, однако уже сейчас можно отметить ряд значимых моментов.
В новой стратегии не обеспечен принцип преемственности показателей ее реализации, что не позволяет в полной мере оценивать достижение показателей предыдущей стратегии. Так, сопоставление 60 показателей новой энергостратегии с 91 показателем старой выявило, что соответствуют только три показателя.
Кроме этого, требуется актуализировать ряд отраслевых документов перспективного планирования. В частности, анализ Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики показал, что к 2035 году по сравнению с 2020 годом планируется снижение доли неуглеродных ресурсов (атом, гидро, возобновляемые источники) в структуре производства электроэнергии. Николай Григорьевич сказал уже, что в последнее время в этот документ будут внесены изменения. Но в настоящее время в самой энергостратегии прогнозный топливно-энергетический баланс не содержит структуры производства электроэнергии по источникам генерации, что не позволяет получить полное представление о перспективах развития отрасли в условиях начавшихся переходов, адаптации нашей экономики к глобальному энергопереходу.
В зоне особого внимания Счетной палаты находится реализация проектов с привлечением бюджетных средств. Прежде всего это строительство объектов энергетики на Дальнем Востоке и в Крыму. В ходе проверок, о результате которых мы докладывали Совету Федерации, был выявлен ряд недостатков, которые негативно влияют на реализацию проектов. Прежде всего это отсутствие либо длительные сроки разработки проектной документации.
Кроме этого, на наш взгляд, необходимо повысить уровень взаимодействия министерства с регионами, непосредственно реализующими проекты. Так, проверка исполнения федерального бюджета за 2020 год показала, что в течение года первоначально утвержденные ассигнования на поддержку мероприятий по развитию заправочной инфраструктуры природного газа были уменьшены более чем наполовину. Также в сторону уменьшения был скорректирован показатель строительства объектов такой инфраструктуры. Анализ причин этого показал, что помимо ограничений, связанных с пандемией, данный вопрос не был достаточно проработан с отдельными регионами еще на стадии планирования. Учитывая, что проектом госпрограммы «Развитие энергетики» с 2022 года предусмотрены новые федеральные проекты, полагаем, что в ходе их реализации необходимо избежать подобных ошибок.
В заключение хотелось бы отметить, что между Счетной палатой и Минэнерго налажено достаточно эффективное взаимодействие. Надеемся, что наши рекомендации помогут коллегам повысить качество своей деятельности.
Доклад окончен. Спасибо за внимание.
Подпишитесь на новостную рассылку Счетной палаты