ВСЕ НОВОСТИ
Выступления 19.11.2021 18:09:00 1 446 ПРОСМОТРОВ

Выступление Алексея Каульбарса в рамках правчаса в СФ с участием главы ФАС Максима Шаскольского

  • Каульбарс Алексей Александрович Аудитор с 22 ноября 2018 года по 22 ноября 2024 года

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Приношу извинения за опоздание.

В условиях пандемии эффективность мер, направленных на обеспечение устойчивости социально значимых рынков, имеет особое значение, поскольку в случае нестабильности таких рынков пострадавшими, как правило, оказываются наименее защищенные группы населения.

Важную роль в реализации таких государственных мер играет Федеральная антимонопольная служба. Но необходимо отметить, что служба важная, но не единственный орган, деятельность которого направлена на обеспечение ценовой стабильности отдельных рынков. Успешность мер государственной политики в этом направлении зависит от качества взаимодействия таких органов, как ФАС, Минэкономразвития и других профильных министерств и ведомств.

За последнее время Счетной палатой был проведен ряд мероприятий, которые имеют отношение к рассматриваемой сегодня теме. В своем выступлении коротко расскажу о тех выводах, к которым мы пришли по результатам этих мероприятий.

В ходе проведенного по предложению Совета Федерации мероприятия по мониторингу влияния мер правительства, направленных на сдерживание роста цен на топливо, было установлено, что положительный эффект достигнут благодаря сочетанию различных мер, которые включают в себя как меры налоговой политики, так и меры, связанные с развитием конкуренции на рынке, а также заключение соглашений, направленных на недопущение необоснованного роста цен.
Особо необходимо отметить положительное влияние, которое оказало на сдерживание роста цен развитие биржевой торговли.

Вместе с тем проведенный анализ показал необходимость совершенствования применяемых механизмов. В частности, стоит обратить внимание на учет сезонного фактора. В летний период практически ежегодно мы наблюдаем рост оптовых цен на топливо в среднем на 8–13 процентов.

Кроме того, считаем целесообразным рассмотреть вопрос о возможности принятия мер, способствующих уменьшению влияния на рынок деятельности посредников и, соответственно, увеличению доли прямых покупок нефтепродуктов АЗС, нефтебазами, промышленными потребителями. При этом мы исходим из того, что стоимость топлива играет важную роль в ценообразовании на рынках продовольственных товаров.

Очевидно, что рынок продовольствия является одним из самых чувствительных для населения, и контроль уровня цен здесь должен строиться на системной основе с учетом анализа всех влияющих факторов.

За прошедший период текущего года темп роста цен на продовольственные товары в целом был выше ожидаемого уровня годовой инфляции. ФАС осуществляет мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары, о чем подробно рассказал Максим Алексеевич.

По нашему мнению, ФАС, которая имеет возможность одной из первых узнавать об изменении ситуации на различных рынках, целесообразно усилить аналитическую составляющую своей работы с целью определения возможных причин роста цен и подготовки предложений для выработки соответствующих мер воздействия на ситуацию.

В условиях пандемии резко возросла роль рынка лекарственных средств. В настоящее время Счетная палата проводит экспертно-аналитическое мероприятие по оценке антикризисных мер, принятых в сфере закупок. Мероприятие еще не закончено, окончательные итоги не подведены, предварительные результаты говорят о следующем. В 2020–2021 годах в закупках существенно увеличилась доля лекарственных средств, медицинского оборудования, средств индивидуальной защиты.

Принятые антикризисные меры привели к ускорению процедур таких закупок. Однако мы вынуждены констатировать большой разброс цен на одни и те же товары, закупаемые различными организациями. Так, закупочная цена на одинаковый защитный комплект отличается более чем в три раза: одни организации закупают его по цене 1,5 тыс. рублей, а другие в то же самое время – за 4,5 тысячи.

Другим фактом, который не может не настораживать, является сокращение количества производителей лекарственных средств, участвующих в закупочных процедурах. Основная причина этого очевидна – закупки у единственного поставщика.

Таким образом, необходимое в условиях пандемии ускорение процедур закупок может в перспективе иметь своим следствием снижение доступности препаратов, а также повышение их стоимости. На наш взгляд, такое положение дел требует пристального внимания со стороны ФАС.

Важной темой, о которой здесь много говорилось, является удорожание ряда строительных материалов. В рамках контроля исполнения перечня поручений Президента России Счетная палата провела мероприятия по анализу хода реформирования системы ценообразования в строительстве. По результату мероприятий отмечено, что это реформирование, которое было начато еще в 2014 году, в настоящее время не завершено. В этих условиях существенно возрастает роль мониторинга цен на основные строительные материалы, который проводит ФАС совместно с Минстроем и Минпромторгом. Рассчитываем, что на основании анализа результатов этого мониторинга будут разработаны предложения по совершенствованию ценообразования на этом очень важном рынке.

В завершение я хочу отметить, что поставленная президентом задача по формированию долговременных условий, гарантирующих предсказуемость цен и качественное насыщение внутреннего рынка, требует большой системной работы как со стороны федеральных, так и региональных органов власти. Одну из ключевых ролей в этой работе играет Федеральная антимонопольная служба. Надеемся, что наши рекомендации будут полезны коллегам в их деятельности.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.