ВСЕ НОВОСТИ
Выступления 25 октября 2023 142 ПРОСМОТРА

Выступление Андрея Батуркина на правительственном часе в Совете Федерации с участием руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Олега Скуфинского

  • Батуркин Андрей Николаевич Аудитор

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Прошло почти два года с момента «правительственного часа» в 2021 году, на котором рассматривалась деятельность Росреестра. За истекшее время Росреестр в своей деятельности окончательно перешел от стадии, что называется, латания дыр и устранения огрехов к системным шагам по решению задач, стоящих перед отраслью.

Первое, что я хотел бы отметить, – что с 2022 года Росреестр реализует собственную государственную программу «Национальная система пространственных данных», которая по существу определяет цели, задачи и мероприятия, которые проводит служба. Отмечу, что в программе объем финансирования проектных мероприятий преобладает над процессными и доля высокоуровневых показателей составляет 80 процентов, что говорит о нацеленности Росреестра на достижение в своей работе итоговых эффектов, а не технических результатов.

Вторым важным шагом, на мой взгляд, стали произошедшая консолидация подведомственных учреждений и организаций Росреестра и образование ППК «Роскадастр» – то, что сегодня уже неоднократно обсуждалось. Для нас тоже очевидно, что это приведет (и уже приводит) к улучшению управляемости, оптимизации издержек и повысит эффективность работы всех институтов отрасли.

Теперь коротко о взаимодействии Росреестра и Счетной палаты.

Отмечу, что между нашими ведомствами налажен тесный контакт по реализации рекомендаций, сформированных Счетной палатой по результатам мероприятий. Не всегда, конечно, коллеги с ходу соглашаются с нашими рекомендациями, но практически всегда после конструктивного обсуждения мы находим наиболее оптимальный вариант, позволяющий решить ту или иную проблему.

Так, например, по итогам нашей проверки в правительство внесен законопроект о механизме досудебного обжалования решений Росреестра о приостановлении государственной регистрации прав. В настоящее время Росреестр ежегодно участвует примерно в 18 тысячах таких судебных дел. На наш взгляд, внедрение такой досудебной процедуры позволит снизить нагрузку на правовой блок Росреестра и на суды, а самое главное – позволит лучше и удобнее защищать права граждан.

Еще одним примером нашего продуктивного взаимодействия является внесение изменений в законодательство, которое упростило для граждан процедуру оплаты за выписки из ЕГРН и позволило региональным контрольно-счетным органам проводить аудит имущества на основе бесплатных выписок.

Вместе с тем, конечно, не все проблемы в части создания полного и точного реестра недвижимости решены.

По итогам завершенного в 2022 году нашего мероприятия установлено, что учет сведений о земельных ресурсах Российской Федерации в различных государственных информационных системах формируется при отсутствии единых принципов и полноценного информационного взаимодействия, что является причиной расхождения в содержащихся в них данных. Так, более чем на 22 процента разошлись данные по площади в ЕГРН и реестре федерального имущества, разница показателей площади лесных участков, по данным ЕГРН и государственного лесного реестра, составила почти 8 млн гектаров.

С учетом этого Счетной палатой правительству было предложено рассмотреть возможность определения ЕГРН в качестве эталонной системы по учету земельных участков с использованием сведений ЕГРН в иных ГИС. Для этого необходимо дополнить реестр актуальными данными, зарегистрировать права на государственное имущество, осуществить привязку земельных участков с расположенными на них объектами капитального строительства.

Также предстоит еще большая работа по формированию полного реестра границ. По состоянию на 2022 год было внесено только 60 процентов границ субъектов Российской Федерации, 85 процентов границ муниципальных образований.

Проведение комплексных кадастровых работ является одним из эффективных способов установления границ земельных участков и устранения реестровых ошибок. Такие работы, как уже сегодня говорилось, активно проводятся субъектами с использованием субсидий из федерального бюджета. Если раньше на эти цели из федерального бюджета выделялась недостаточная сумма средств (порядка 200 млн рублей в год), то в последние годы эта сумма выросла почти до 0,5 миллиарда, а в 2025–2026 годах в федеральном бюджете предусмотрено уже более 5 млрд рублей ежегодно. Это серьезные инвестиции со стороны федерального бюджета. Поэтому, для того чтобы быть уверенными в ее отдаче, рекомендуем Росреестру утвердить методику оценки финансово-экономической эффективности результатов комплексных кадастровых работ.

Ну и в заключение я хотел бы сказать, что после многолетней черной полосы в деятельности Росреестра, которая сопровождалась различными происшествиями – и фактами хищения бюджетных средств, которые выделялись на информатизацию службы, и утечками данных, и обрушением информационной системы, которое не позволяло до двух недель ни бизнесу, ни гражданам получать выписки из ЕГРН, в последние два-три года, что называется, пошла белая полоса. Поэтому надеюсь, что благодаря профессиональной работе Олега Александровича и его команды она будет только расширяться.

А со своей стороны, скажу, что мы готовы проводимыми мероприятиями и их результатами этому способствовать. Спасибо за внимание.

 

С полной стенограммой заседания можно познакомиться на сайте СФ по ссылке.