ВСЕ НОВОСТИ
Выступления 23.03.2020 09:19:00 1 361 ПРОСМОТР

Выступление аудитора Алексея Саватюгина на заседании подкомитета по финансовому контролю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

  • Саватюгин Алексей Львович Аудитор

Уважаемый Сергей Павлович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляются результаты контрольного мероприятия Счетной палаты "Проверка использования средств займа Международного банка реконструкции и развития на реализацию проекта "Сохранение и использование культурного наследия в России". Мы проверяли за 2014–2018 годы и за истекший период 2019 года, то есть по третий квартал включительно. 

Целью нашего контрольного мероприятия было оценить соблюдение участниками этого проекта требований законодательства, целевого использования средств займа Международного банка реконструкции и развития и влияние на повышение социально-экономического развития Ленинградской, Псковской, Новгородской и Тверской областей. Вот эти четыре области северо-запада и центра России мы выбрали. 

Объектами контрольного мероприятия были Министерство культуры Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, администрации и правительства Псковской, Тверской, Ленинградской и Новгородской областей и Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга. 

Для реализации указанного проекта Минфином России от лица Российской Федерации в марте 2011 года было заключено соглашение о займе с МБРР. В апреле 2011 года Минфином России и Минкультуры России заключен договор-поручение с Фондом инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга, который стал уполномоченным осуществлять реализацию проекта. Координацию работ по реализации проекта осуществляет межведомственная комиссии по реализации, образованная приказом Минкультуры из представителей Министерства культуры, Минфина и Минэкономразвития. Операционное руководство утверждено заместителем министра культуры и одобрено международным банком. Контроль за целевым использованием средств проекта осуществляет Минфин и Минкультуры. Эффективное использование средств проекта обеспечивает Минкультуры. 

Целью проекта является поддержка сохранности, безопасного хранения и использования объектов культурного наследия вот этих четырех областей, вышеназванных, а также повышение институционального потенциала регионов в сфере управления объектами культурного наследия для содействия социально-экономическому развитию областей. 

В рамках проекта осуществляется реализация 11 подпроектов по реставрации объектов культурного наследия. Это, как правило, малые культурные объекты, например, домик станционного смотрителя в Выре и ряд культовых сооружений, также одни подпроект строительства многофункционального музейного центра в Гатчинском районе Ленинградской области и 76 местных малых подпроектов. 

Срок реализации проекта, который начался в 2011 году, с учетом его продления составляет 11 лет. Дата окончания – 30 июня 2022 года. 

Первоначально общая стоимость проекта составляла 250,5 млн долларов США, в том числе займ МБРР 100 миллионов, софинансирование Российской Федерации – 150,5 млн долларов США. За счет увеличения объема софинансирования Российской Федерации общая сумма проекта увеличилась на 63,2 млн долларов США и составляет в итоге 312,7 млн долларов. 

Для оценки влияния результатов проекта на повышение потенциала регионов были согласованы два показателя конечных результатов и три показателя промежуточных результатов проекта. Установленные целевые значения показателей в проверяемом периоде перевыполняются. Наблюдается рост численности посетителей учреждений культуры, развития театрального туризма, рост доходов учреждений культуры, участвующих в проекте. Это на конец прошлого года. Сейчас, наверное, не такие будут у нас оптимистические оценки. 

Проверка показала, что реализация проекта положительно влияет на развитие институционального потенциала Ленинградской, Псковской, Новгородской и Тверской областей в сфере управления объектами культурного наследия и содействует социально-экономическому развитию регионов. Там, как я сказал, есть несколько показателей, и все они в очень хорошей степени достижения. 

Вместе с тем при реализации проекта выявлены определенные нарушения и недостатки. Проект реализуется с отставанием от установленных сроков, в том числе по причине систематического неисполнения планов закупок, что отрицательно отражается на его эффективности и результативности. Проверкой установлены факты неэффективного использования ресурсов в объеме свыше 120 млн рублей, созданных в том числе за счет средств займа МБРР и федерального бюджета, в связи с принятием решения об исключении трех проектов из данного проекта, Новгородской, Псковской и Ленинградской областях. 

Разработанная и оплаченная в целях реализации этих подпроектов научно-проектная документация осталась невостребованной.
Проверка также выявила факт незавершения в срок работ по строительству многофункционального музейного центра в Ленинградской области. 

Работы на объекте были полностью остановлены в январе 2019 года. 

По состоянию на середину 2019 года работы были выполнены только на 30 процентов, при этом заказчик не обеспечил консервацию объекта, не направил уведомление подрядчику об оплате неустойки и возврате аванса, а также требования банка об уплате денежной суммы по гарантии, в связи с чем существовал риск утраты результатов ранее выполненных работ и, как следствие, объекта строительства в целом. 

В целях минимизации рисков по объекту строительства в результате проведенных переговоров контракт с ОАО "Метрострой" был расторгнут и заключен новый контракт на завершение строительства этого музейного центра с новой компанией ОАО "Вертикаль".
Следует отметить, что согласно средствам массовой информации генеральный директор ОАО "Метрострой" по решению суда был арестован на два месяца, а с 25 января текущего года находится под домашним арестом по обвинению в присвоении или растрате денежных средств в особо крупном размере. 

Министерство культуры не обеспечило принятие на баланс балансодержателям в установленный законом о бухгалтерском учете срок по проведенным работам по двум подпроектам в объеме около 3 млрд рублей.

Также Министерство культуры не обеспечило заключение соглашение с администрациями регионов – участниками проекта, которыми должен быть установлен порядок реализации мероприятий, что предусмотрено в соглашении о займе. 

Данный отчет был рассмотрен на заседании коллегии Счетной палаты 13 декабря 2019 года. По итогам рассмотрения на коллегии была направлена информация об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в Совет Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания. Было дано представление Счетной палаты Министру культуры Российской Федерации. Срок его выполнения истекает 4 мая текущего года. Также было направлено информационное письмо в Министерство финансов. 

Результаты рассмотрения информационного письма Минфином представлены были нам в Счетную палату 23 января 2020 года. Андрей Андреевич, наверное, расскажет подробнее. 

Хочу отметить, что в письме Минфина отмечается, что срок актуальности научно-проектной документации составляет два года, и она в дальнейшем может быть использована при осуществлении работ по реставрации соответствующих объектов с привлечением иных источников финансирования. 

При этом следует отметить, что на настоящий момент, спустя год с момента приемки работ по изготовлению научно-проектной документации, ни Минкультуры, ни участвующими субъектами России – Новгородской и Псковской областями – не приняты, по нашей информации, решения о проведении реставрации указанных объектов, источники их финансирования не определены. А по проекту реставрации литературно-художественного музея-усадьбы "Приютино" научно-проектная документация учреждением культуры не передана. 

Спасибо за внимание.