Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Представляю заключение Счётной палаты на проект закона, связанного с корректировкой основных параметров федерального бюджета на 2025 год. В основном изменения направлены на актуализацию доходной и расходной частей федерального бюджета с учётом текущей экономической конъюнктуры. Также законопроект предполагает перераспределение отдельных видов межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации без существенного изменения их общего объёма.
Коротко остановлюсь на изменениях ряда макроэкономических показателей. Мы отмечаем, что основные параметры прогноза социально-экономического развития на 2026-й и плановый период 2027—2028 годов были скорректированы с учётом текущих тенденций, при этом динамика показателей на прогнозном горизонте носит разнонаправленный характер. Так, на 2025 год ухудшен прогноз темпов роста инвестиций в основной капитал — с 2,1 до 1,7 процента, уровня реальной заработной платы — с 7 до 6,8 процента. В то же время изменён в лучшую сторону прогноз промышленного производства, темпы роста увеличены с 2 процентов до 2,6 процента, курс национальной валюты откорректирован с 96,5 до 94,3 рубля за доллар США. В отношении динамики инвестиций в основной капитал хотелось бы добавить, что по итогам 2024 года рост составлял 7,4 процента, и в дальнейшем по мере смягчения денежно-кредитной политики мы ожидаем ускорение роста до 3,7 процента в 2028 году.
Также важно отметить, что денежно-кредитные условия продолжат оставаться жёсткими и в следующем году. Если исходить из прогноза Банка России, ключевая ставка будет существенно превышать инфляцию.
Предполагается, что темпы роста ВВП на этот год сохранятся на предусмотренном в осеннем прогнозе уровне — 2,5 процента. При этом, с нашей точки зрения, с учётом корректировок основных макроэкономических параметров существуют определённые риски недостижения данного показателя.
На фоне сохраняющихся в настоящее время высоких темпов роста потребительских цен инфляция на 2025 год повышается в 1,5 раза — с 4,5 до 7,6 процента.
В отличие от осеннего прогноза, где была представлена экспортная цена на нефть, в сценарных условиях представлена цена на нефть марки "Юралс", которая в этом году опустится ниже базового уровня, 60 долларов США за баррель, и составит 56 долларов. Это, в свою очередь, приводит к недопоступлению денежных средств в федеральный бюджет. Таким образом, нефтегазовые доходы в 2025 году снижаются на 2,6 триллиона и составят 8,3 триллиона рублей. При этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 829 миллиардов и планируются в сумме 30,2 триллиона. Исходя из этого общий объём доходов федерального бюджета на этот год уменьшается на 1,8 триллиона рублей и составит 38,5 триллиона. В части расходов их общий объём увеличивается на 829 миллиардов, до 42,3 триллиона.
Расходы федерального бюджета, которые будут увеличены, прежде всего связаны с ростом ассигнований на реализацию отдельных мероприятий, в том числе по поручениям президента и председателя правительства, в объёме 439 миллиардов, из них увеличение бюджетного финансирования на льготные ипотечные программы составит 279 миллиардов, а также с резервированием средств на реализацию мероприятий национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства" и госпрограммы "Информационное общество" в общем объёме 61 миллиард рублей. Предусмотрено увеличение дефицита федерального бюджета более чем в 3 раза — с 1,2 до 3,8 триллиона рублей.
Законопроектом планируется привлечь в качестве источников финансирования дефицита бюджета средства ФНБ в объёме 447 миллиардов и иные остатки средств федерального бюджета на едином казначейском счёте в размере 368 миллиардов. В связи с необходимостью обеспечения сбалансированности бюджета за счёт Фонда национального благосостояния, а также отрицательной курсовой разницей итоговый размер фонда на конец 2025 года незначительно снизится и составит 12,8 триллиона.
Также законопроект предусматривает увеличение на этот год расходов по национальным проектам на 124 миллиарда рублей до общей суммы в 6 триллионов. Наибольший рост бюджетных ассигнований предусмотрен по нацпроектам "Семья" — на 154 миллиарда, "Международная кооперация и экспорт" — на 23 миллиарда, "Инфраструктура для жизни" — на 25 миллиардов рублей. А наибольшее снижение расходов предполагается по национальному проекту "Промышленное обеспечение транспортной мобильности" — на 60 миллиардов рублей, или на 35 процентов.
Расходы на реализацию госпрограмм в открытой части увеличатся на 2025 год на 314 миллиардов. Законопроект предусматривает рост финансирования по 38 госпрограммам и снижение — по 9 (в пояснительной записке к законопроекту указано, что внесение предлагаемых изменений не приводит к ухудшению показателей госпрограмм и их структурных элементов). Предлагается существенное увеличение расходов по целому ряду госпрограмм. Так, на 279 миллиардов предусмотрен рост бюджетных ассигнований на предоставление льготных ипотечных кредитов в рамках госпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильём...", также предусмотрено увеличение расходов на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства на 42 миллиарда, на "Развитие здравоохранения" — на 26 миллиардов. А наибольшее уменьшение бюджетного финансирования предусмотрено по госпрограммам "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности" — на 97 миллиардов, "Научно-технологическое развитие..." — на 22 миллиарда и "Развитие авиационной промышленности" — почти на 10 миллиардов рублей.
Счётная палата регулярно отмечает, что существенное изменение финансового обеспечения в сторону увеличения либо в сторону снижения государственных программ должно сопровождаться актуализацией их целей и показателей.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Счётная палата в установленном порядке представила положительное заключение на внесённый законопроект.
Спасибо за внимание.
С полной стенограммой заседания Госдумы можно ознакомиться на сайте Государственной Думы по ссылке.