«В условиях беспрецедентного санкционного давления бюджет сохраняет свою антикризисную направленность. При этом одним из основных параметров и целей бюджета стало выполнение всех социальных обязательств. Это и система поддержки нуждающихся, в первую очередь семей с детьми, и новые уровни пенсионной индексации, и увеличение маткапитала. Все это в полном объеме учтено в трехлетнем бюджете», – констатировала Галина Изотова.
Представляем ключевые тезисы ее выступления:
- Отличительными чертами бюджета являются: увеличение налоговой нагрузки в основном на нефтегазовую отрасль; установление нового варианта бюджетного правила; сохранение дефицита бюджета на все три года; увеличение госдолга; сохранение расходов бюджета на уровне, достигнутом в 2022 году в номинальном выражении.
- Доля доходов федерального бюджета по отношению к ВВП снижается с 19% в 2022 г. до 16,4% в 2025 г. Доля нефтегазовых доходов в доходах бюджета снизится с 42,1% в 2022 г. до 30,3% в 2025 г. Ненефтегазовые доходы увеличатся с 16 трлн рублей в 2022 г. до 17,2 трлн в следующем.
- Имеются риски недопоступления по отдельным доходам бюджета. В основном они связаны с включением в расчет более высокого уровня собираемости налогов по сравнению с предыдущими отчетными периодами и отсутствием детализированных расчетов по дополнительным поступлениям за счет улучшения администрирования.
- Общий объем расходов федерального бюджета на 2023-2025 гг. сформирован с учетом скорректированного бюджетного правила. Оно предлагает зафиксировать объем базовых нефтегазовых доходов в абсолютном выражении на уровне 8 трлн рублей в год. При этом в пояснительной записке к законопроекту нет обоснования величины этого объема. «Тем не менее Счетная палата считает принципиально правильным возвращение к умеренно-консервативному варианту бюджетного правила», - подчеркнула Галина Изотова.
- Расходы федерального бюджета на предстоящие три года остаются стабильными в номинальном выражении и постепенно сокращаются в реальном. Однако по сравнению с допандемийным 2019 годом расходы в реальном выражении увеличиваются на всем протяжении будущего трехлетнего цикла.
- Важнейшей задачей Правительства в условиях кризиса является не только недопущение роста бедности, но и ее снижение. По данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже границы бедности за второй квартал 2022 года снизилась на 0,4 п.п.
«Мы считаем, что существенный вклад в снижение уровня бедности внесла мера по выплате пособий на детей в возрасте от 8 до 17 лет. Принципиально важно, что этот механизм поддержки семей заработал своевременно, и он возьмет на себя значительную нагрузку в кризисных условиях», – подчеркнула Галина Изотова.

- Объем межбюджетных трансфертов на 2023 год определен в размере 3,2 трлн руб. Это на 0,4 трлн рублей (на 12,1%) меньше показателя 2022 года. К 2025 году эта сумма составит 2,6 трлн рублей.
«В прошлом году Счетная палата обращала внимание, что субъектам нужно больше несвязанных финансовых ресурсов. К сожалению, в 2023-2024 годах доля целевых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов все еще сохранится на высоком уровне. Но мы видим тенденцию роста дотаций в общем объеме межбюджетных трансфертов - с 31% в 2023 году до 42% в 2025 году», – констатировала зампред СП.
Консолидированные бюджеты регионов планируются с дефицитом: в 2023 г. в объеме 77,4 млрд руб., в 2024 г. – 71,1 млрд руб., в 2025 г. – 47,8 млрд. руб. При этом важно отметить, что госдолг регионов на 1 сентября 2022 г. составил 2,7 трлн рублей, увеличившись по сравнению с началом года на 186 млрд руб. Счетная палата считает важным, чтобы эта динамика учитывалась в последующем при построении межбюджетных отношений.
По итогам анализа основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Счетная палата отметила необходимость оценки рисков, которые могут возникнуть при достижении национальных целей развития. «Мы этого пока не увидели», – заключила Галина Изотова.
