Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Добрый день, коллеги! Одними из ключевых факторов экономического роста являются равная конкуренция и снижение издержек бизнеса. Это означает, что задача налоговых органов – обеспечить работу компаний в правовом поле в одинаковых условиях, то есть без использования схем ухода от налогов, позволяющих отдельным организациям получать конкурентные преимущества, с одной стороны, и не допускать чрезмерного давления на бизнес в ходе налогового администрирования, приводящего к росту административных издержек, – с другой.
В прошлом году как раз Счетная палата исследовала эти вопросы в рамках контрольных мероприятий по анализу организации проведения выездных налоговых проверок. Как вам известно, в последние годы налоговые органы, применяя риск-ориентированный подход, достаточно существенно сократили свое очное присутствие в жизни налогоплательщиков, и сейчас проверяется примерно только одна компания из тысячи.
Вместе с тем в ходе нашей проверки мы обратили внимание на то, что за последние несколько лет хоть и незначительно, но выросла доля безрезультативных проверок, а средняя продолжительность проверок не сокращается.
Отмечу, что в рамках этой проверки мы максимально плотно взаимодействовали с ФНС, обсуждали факты, выявленные в ходе проверки, а также предварительные выводы, которые во многом совпали с видением ФНС.
В результате такое взаимодействие привело к тому, что еще до окончания нашего мероприятия Федеральной налоговой службой было выпущено несколько инструктивных писем в адрес своих территориальных налоговых органов с мерами, направленными на сокращение сроков проведения проверки, отказ от малоэффективных проверок и уменьшение количества документов, которые затребуются у налогоплательщиков. Также был внедрен новый сервис «Как меня видит налоговая», который позволяет налогоплательщикам фактически пройти налоговую самодиагностику и при необходимости скорректировать свои налоговые обязательства.
Очевидно, что реализуемые меры должны привести к снижению издержек налогоплательщиков, повысить прозрачность и эффективность налогового администрирования.
Еще один вопрос, который Счетная палата держит в фокусе своего внимания в налоговой сфере, – это налоговые расходы. Предоставление налоговых льгот и преференций также способствует росту экономической активности бизнеса. Однако для государства важно понимать, ради каких целей вводятся эти льготы и какой эффект в итоге будет получен.
В последние годы объем налоговых расходов год от года увеличивается. В 2021 году (внимание!) он составлял 7,3 трлн рублей, по итогам 2022 года эта цифра выросла у нас до 8,3 трлн рублей, и примерно такой же объем будет в 2023 году. То есть фактически мы уже сейчас вышли на уровень почти 30 процентов от объема доходов и расходов федерального бюджета.
Минфином проводится большая работа по систематизации различных налоговых льгот и преференций. Ведомствами и кураторами налоговых расходов (хотя пока еще с трудом) разрабатываются методики и проводится, собственно, оценка бюджетной эффективности налоговых расходов.
В свою очередь, ФНС тоже занимается оценкой эффективности льгот. По поручению Минфина на базе ФНС в прошлом году разработана и функционирует аналитическая платформа «Эффективность льгот» (она сегодня как раз в ходе дискуссии уже упоминалась), где на основе данных бухгалтерской и налоговой отчетности формируются оперативные данные о влиянии налоговых льгот на финансово-экономические показатели организаций.
На наш взгляд, здесь есть какая проблема? У нас текущий подход фактически представляет собой две разные системы оценки. То есть, с одной стороны, мы оцениваем бюджетную эффективность налоговых льгот и преференций, с другой стороны, есть другая система оценки, которая оценивает использование льгот налогоплательщиком. На наш взгляд, необходимо объединить эти два подхода и сделать единую интегральную оценку.
Ну и последняя тема, которую я хотел бы поднять в рамках своего выступления, она уже неоднократно звучала в стенах Совета Федерации, – акцизы на табачную продукцию. Конечно, никто не будет отрицать, что ФНС является эффективным налоговым администратором, однако даже ее возможности все‑таки не беспредельны и не безграничны. Вместе с тем Минфином при формировании проекта федерального бюджета на 2023–2025 годы за счет повышения уровня собираемости и улучшения администрирования акцизов на табачную продукцию заложены дополнительные ежегодные поступления в бюджет по 100 млрд рублей. Конкретное пояснение, в чем же заключается улучшение администрирования, к сожалению, у нас в пояснениях к бюджету отсутствует, о чем мы писали в своих замечаниях. Но, полагаю, не только за счет улучшения работы ФНС, так как уровень собираемости данных акцизов за прошедший год составлял почти 100 процентов, если быть точнее, 99,96 процента.
Поэтому нам представляется целесообразным при подведении итогов исполнения бюджета за 2023 год проанализировать, получены ли 100 млрд рублей за счет улучшения администрирования, и, если изначальные ожидания Минфина не оправдаются, вернуться к обсуждению вопроса о передаче части акцизов из федерального бюджета в бюджеты субъектов с целью стимулирования работы региональных властей по сокращению нелегального табачного оборота и, как следствие, к росту налоговых поступлений.
Спасибо за внимание.
С полной стенограммой заседания можно ознакомиться на сайте Совета Федерации по ссылке.