ВСЕ НОВОСТИ
Пресс-релиз 26.10.2022 19:35:00 1 718 ПРОСМОТРОВ

Алексей Кудрин: социальная ориентация бюджета сохраняется

  • Кудрин Алексей Леонидович Председатель Счетной палаты РФ в 2018-2022 гг.
Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин представил в Государственной Думе заключение контрольного ведомства на проект федерального бюджета на 2023-2025 годы. В ходе выступления он рассказал об отличительных чертах нового бюджета, необходимости качественного и эффективного исполнения госпрограмм, выплатах универсального пособия нуждающимся семьям и поддержке регионов. Представляем основные тезисы доклада.
Алексей Кудрин: социальная ориентация бюджета сохраняется
  • Прогноз, подготовленный Минэкономразвития России, имеет реалистичные показатели. Однако по ряду показателей у Счетной палаты есть замечания. Так, базовый вариант предполагает последовательный рост объемов экспорта нефти с 243 млн тонн в год в 2022 году до 260 млн тонн в год в 2025 году. В части объемов экспорта природного газа и нефтепродуктов предполагается снижение в 2023 году на 12–13% с последующей стабилизацией. Однако следует быть готовым к реализации более жестких сценариев.
  • В 2023 году планируется дефицит федерального бюджета в размере 2,9 трлн рублей (2% ВВП), далее он постепенно будет снижаться. Основным источником финансирования дефицита в 2023-2025 годах будут выступать государственные заимствования. Так, «чистые» внутренние заимствования составят в 2023 году 1,7 трлн рублей, а в последующие годы – порядка 2 трлн рублей ежегодно. Государственный долг в связи с этим увеличится с 16% ВВП в 2022 году до 17,5% ВВП в 2025 году, что является безопасным для финансовой устойчивости бюджетной системы.
  • Хочу напомнить, что за последние три года произошел беспрецедентный рост бюджетных расходов. По сравнению с исполнением 2019 года они выросли почти на 11 трлн рублей и достигли 29 трлн рублей. Важно сохранить этот уровень на ближайшие годы.
  • Адресные меры поддержки семей с детьми стали важным фактором по предотвращению роста бедности в условиях кризиса. В новом бюджете эти меры получили свое развитие. Всего на 2023 год на поддержку семей с детьми предусмотрено 1,9 трлн рублей.
  • Качество выполнения всех запланированных целей зависит от качества и эффективности исполнения госпрограмм. Всего в 2023-2025 годах планируется реализация 50 госпрограмм. На 2023 год наибольшее увеличение расходов предусмотрено по госпрограммам: «Социальная поддержка граждан» – на 30%, «Развитие здравоохранения» – на 20,7% и «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» – на 21%.
  • Правительство представило госпрограммы в новом формате. Мы обращаем внимание на положительные изменения: например, доля верхнеуровневых показателей, которые должны оценивать конечный результат, увеличилась с 22 до 50%.
  • Федеральная адресная инвестиционная программа – важнейшая часть бюджета. На ее реализацию в 2023 году по открытой части предусмотрено 916 млрд рублей. Мы снова вынуждены отметить, что в ФАИП включаются объекты без утвержденной проектной документации и нормативно-правовых актов. Это приводит к срыву сроков ввода объектов в эксплуатацию. По итогам 2021 года 36,5% объектов не введено.
  • Объем межбюджетных трансфертов определен в размере 3,2 трлн рублей. В прошлом году мы обращали внимание, что субъектам нужно больше несвязанных финансовых ресурсов. К сожалению, в 2023-2024 годах доля целевых межбюджетных трансфертов бюджетам регионов и муниципальным образованиям все еще сохранится на высоком уровне. А дотации, как основной механизм выравнивания бюджетной обеспеченности, сохраняются и постепенно растут с 822,9 млрд рублей в 2023 году до 892,9 млрд рублей в 2025 году.
  • Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2023 году вырастут незначительно – всего на 0,6% и составят 19,3 трлн рублей. Дефицит консолидированных бюджетов регионов прогнозируется в 2023 году в объеме 77,4 млрд рублей.
  • Государственный долг субъектов РФ по состоянию на 1 сентября 2022 года составил 2,66 трлн рублей, в основном это бюджетные кредиты. Вместе с тем он остается значительным и концентрируется на более дотационных субъектах, что показывает необходимость дополнительной заботы о бюджетах регионов. Рост долга произошел в 75 субъектах РФ.
  • Мы считаем, что параметры бюджета сбалансированы. Выполняются все те нормативы, которые требуются для подготовки бюджета. Достигаются те задачи, которые поставлены в национальных программах. Как и в предыдущие годы, сохраняется социальная ориентация бюджета.