ВСЕ ПРОВЕРКИ
Рыболовство 16 ИЮЛЯ 2025 13 ПРОСМОТРОВ

Счетная палата оценила эффективность расходов на устранение цифрового неравенства

  • услуги связи
  • интернет
  • Шилков

Автоматические пункты весогабаритного контроля транспортных средств (далее – АПВК), установленные на автомобильных дорогах федерального, регионального и местного значения в рамках реализации ФП «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», используются недостаточно эффективно. Как показал анализ Счетной палаты, за весь период реализации федерального проекта было размещено 579 АПВК, при этом половина из них не функционируют и не осуществляют фиксацию нарушений. В результате этого бюджетная система страны недополучает потенциальные доходы.


Беляков Александр Семёнович

Беляков Александр Семёнович

Аудитор в 2005-2006 гг.

В 2019–2024 годах результатом реализации федерального проекта являлось размещение автоматических пунктов весогабаритного контроля, а не их надлежащее функционирование. Так, из 579 введенных АПВК 254 на момент проверки не функционировали и не фиксировали нарушения параметров транспортных средств. Основные причины неработоспособности — дефекты дорожного покрытия в зоне контроля и поломки оборудования. По оценкам Счетной палаты, размер недополученных доходов бюджетной системы из-за проблем с функционированием пунктов весогабаритного контроля составил почти 26 млрд рублей, из них 4,5 млрд рублей приходится на федеральные пункты весогабаритного контроля, 21,5 млрд рублей — на региональные.

Как было установлено в ходе аудита, места для размещения АПВК в большинстве регионов были выбраны эффективно. Однако в ряде регионов выявлены альтернативные пути объезда установленных пунктов контроля, что позволяет перевозчикам избегать привлечение к административной ответственности.

Пример объезда АПВГК, размещенного на км 88+490 автомобильной дороги Лапотково-Ефремов
Пример объезда АПВГК, размещенного на км 88+490 автомобильной дороги Лапотково-Ефремов

Также анализ выявил ряд системных недостатков в процессе администрирования штрафов за нарушения правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта и нормативном регулировании этой сферы.

С 2023 года полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере возложено на Ространснадзор.

Вместе с тем регионы не располагают достаточной информацией о количестве вынесенных Ространснадзором постановлений об административных правонарушениях, зафиксированных АПВК, а также об отклоненных актах измерений и причинах отказа в вынесении постановлений. В результате это затрудняет планирование мероприятий по развитию системы весогабаритного контроля.

Одной из ключевых проблем, возникающих в процессе эксплуатации АПВК, является уклонение перевозчиков от прохождения инструментального контроля в зоне их действия.

Другая проблема касается срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта. В настоящее время он составляет два месяца, при этом анализ показал, что установленный период не позволяет в полном объеме обеспечить вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ . Это дает возможность недобросовестным перевозчикам избегать административного наказания.


Так, в 2024 году из-за истечения срока давности Ространснадзор не вынес более тысячи постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере весогабаритного контроля. В результате лица, допустившие правонарушения на общую сумму 332,6 млн рублей, к ответственности не привлечены.

В целях решения и устранения обозначенных проблем и недостатков Счетная палата по итогам проверки предложила Минтрансу России увеличить срок давности привлечения к ответственности за нарушения правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта, а также нормативно установить обязанность водителей обеспечивать беспрепятственную фото- и видеофиксацию государственного регистрационного знака транспортного средства.

Кроме того, Ространснадзору1 рекомендовано обеспечить ежеквартальное информирование субъектов Российской Федерации о результатах работы в сфере весогабаритного контроля, осуществляемого с помощью АПВК, Росавтодору и субъектам Российской Федерации – привести установленные пункты весогабаритного контроля в рабочее состояние, позволяющее осуществлять фиксацию правонарушений.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст. 12.21.1. «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».

По итогам анализа Счетная палата направила Правительству Российской Федерации ряд рекомендаций, в том числе предложила:

  • внести изменения в Правила проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, предусмотрев учет объемов инфраструктурных кредитов, а также суммы платежей по их погашению и обслуживанию;
  • установить ответственность за недостижение плановых значений показателей реализации мероприятий, финансируемых за счет средств специальных казначейских кредитов.

Проверка также показала, что компания достигла лишь 70,8% установленных результатов по модернизации отделений почтовой связи в 2022-2023 годах. Кроме того, анализ причин убыточности Общества выявил целый комплекс системных проблем, оказывающих отрицательное влияние на его финансовые результаты. Среди них: отсутствие стратегических ориентиров, противоречие целей, некачественное управление и ненадлежащий контроль за деятельностью Общества.


Итоги анализа Счетной палаты

  1. Доходы федерального бюджета увеличились на 4,7% по сравнению с планом 2024 года. Общий объем доходов превысил прогнозируемый объем на 1,6 трлн рублей, в основном за счет увеличения на 1,5 трлн рублей ненефтегазовых доходов. Расходы составили 40,2 трлн рублей. Общий объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 398 млрд рублей.
  2. В конце года из резервного фонда в Социальный фонд Российской Федерации было дополнительно перечислено 400 млрд рублей на покрытие социальных выплат*.
  3. Дебиторская задолженность по расходам в 2024 году увеличилась на 4,4 трлн рублей, или на 35%. Наибольшую долю дебиторской задолженности сформировали Минтранс России, Минпромторг России, Минцифры России, Минстрой России и Росавтодор.

Также выросла просроченная дебиторская задолженность – на 90% и составила 1,3 трлн рублей.


В настоящее время в судебной системе отсутствует единая стратегия цифровой трансформации. Концепции, разработанные судебным сообществом, не позволяют проводить комплексный мониторинг использования цифровых решений, оценить реальный уровень автоматизации процессов и степень удовлетворенности участников судопроизводства. Информатизация осуществляется в условиях фрагментарного планирования и без учета показателей, установленных на федеральном уровне в рамках достижения национальных целей до 2030 года

констатировала по итогам анализа аудитор Счетной палаты Светлана Орлова

Также Счетная палата обратила внимание, что ежемесячный мониторинг условий жизни граждан, завершивших СК, направлен только на определение целесообразности его повторного заключения и не предусматривает проведение анализа эффективности реализации программ социальной адаптации и устойчивости преодоления уровня бедности.

Кроме того, в отдельных субъектах Российской Федерации выявлены риски отказов малоимущим гражданам в предоставлении СК на основании наличия у них имущества, а не по итогам оценки их доходов.

По результатам проведенного анализа Счетная палата подготовила ряд рекомендаций по корректировке механизма реализации соцконтракта, в том числе предложила предусмотреть социальное сопровождение малообеспеченных семей — получателей СК, а также включить в программу социальной адаптации конкретные мероприятия по трудоустройству, в том числе предоставляемые службой занятости, с учетом опыта и навыков гражданина.


Проведено контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий

12 420

Ежегодно около 20% проверок проводится по поручениям, обращениям и запросам Президента и палат Федерального Собрания.


Общая сумма выявленных нарушений

от
15,8
трлн рублей

Счетная палата представила в Совет Федерации заключение на отчет Правительства об исполнении федерального бюджета за 2024 год. О ключевых выводах отчета на пленарном заседании Совета Федерации рассказал Председатель Счетной палаты Борис Ковальчук.


  • 12 372

    Проведено контрольных, аналитических и иных мероприятий

  • 3 691

    Рекомендаций направила Счетная палата объектам аудита с 2019 года

  • ОТ
    15,8
    ТРЛН РУБ.

    Общая сумма выявленных нарушений

  • 12 207

    Направлено представлений и предписаний объектам проверок

Ежегодно около 20% проверок проводится по поручениям, обращениям и запросам Президента и палат Федерального Собрания.


Росавиация и ФКП «Аэропорты Чукотки» выполнили представления Счетной палаты. В частности, Росавиация внесла изменения в соглашения о предоставлении субсидий авиакомпании «Аврора», установив обязательство по достижению значений показателей, необходимых для получения результатов по каждому маршруту, а также ввела постоянный контроль за соблюдением авиакомпанией «Аврора» порядка предоставления субсидий из федерального бюджета. Кроме того, в федеральный бюджет возвращены излишне выплаченные субсидии авиакомпаниям «Сибирь» и «Якутия» на общую сумму 16,4 млн рублей.

В свою очередь, ФКП «Аэропорты Чукотки» подготовило и направило в Росавиацию предложения о заключении соглашений об эксплуатации совместно-базируемых аэродромов в отношении аэропортов Анадырь (Угольный) и Певек.

По решению Коллегии от 15 и 22 декабря 2023 года представления сняты с контроля.

Регламент

DOCX 33.47 КБ

3 декабря 2025

Скачать

Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» (далее – ФКУ «Ространсмодернизация») исполнило представление Счетной палаты. В частности, ФКУ «Ространсмодернизация» приняты меры по уменьшению объемов дебиторской задолженности по объектам строительства. Кроме того, ФКУ «Ространсмодернизация» направило письмо Минтрансу России о необходимости выделения бюджетных ассигнований на разработку проекта консервации объектов незавершенного строительства.

Решением Коллегии от 12 и 25 марта 2024 года представления сняты с контроля.


Приложение

DOCX 33.47 КБ

3 декабря 2025

Скачать
Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования в 2021–2023 годах средств федерального бюджета, выделенных на оказание универсальных услуг связи (в части услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оказываемых с использованием точек доступа, и услуг подвижной радиотелефонной связи, оказываемых с использованием точек доступа)»

PDF 391.63 КБ

3 декабря 2025

Скачать
Рекомендации по итогам контрольного мероприятия «Проверка использования в 2021–2023 годах средств федерального бюджета, выделенных на оказание универсальных услуг связи»

DOCX 34.24 КБ

3 декабря 2025

Скачать
Приложение № 1 к отчету о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования в 2021–2023 годах средств федерального бюджета, выделенных на оказание универсальных услуг связи». Список терминов и сокращений

PDF 236.98 КБ

3 декабря 2025

Скачать
Приложение № 2 к отчету о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования в 2021–2023 годах средств федерального бюджета, выделенных на оказание универсальных услуг связи». Перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия

PDF 222.51 КБ

3 декабря 2025

Скачать
Приложение № 3 к отчету о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования в 2021–2023 годах средств федерального бюджета, выделенных на оказание универсальных услуг связи». Перечень актов, оформленных по результатам контрольного мероприятия

DOCX 21.05 КБ

3 декабря 2025

Скачать
Приложение № 4 к отчету о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования в 2021–2023 годах средств федерального бюджета, выделенных на оказание универсальных услуг связи». Перечень заключений на замечания объектов контрольного мероприятия

DOCX 21.19 КБ

3 декабря 2025

Скачать
Приложение № 5 к отчету о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования в 2021–2023 годах средств федерального бюджета, выделенных на оказание универсальных услуг связи». Карта итогов контрольного мероприятия

DOCX 34.57 КБ

3 декабря 2025

Скачать
Приложение № 7 к отчету о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования в 2021–2023 годах средств федерального бюджета, выделенных на оказание универсальных услуг связи». Описание данных, методов их сбора и анализа, используемых для получения доказательств и обоснования результатов контрольного мероприятия

PDF 215.24 КБ

3 декабря 2025

Скачать
Приложение № 8 к отчету о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования в 2021–2023 годах средств федерального бюджета, выделенных на оказание универсальных услуг связи». Информация о суммах отчислений операторов связи в резерв универсального обслуживания за 2020 – 2023 годы

DOCX 20.86 КБ

3 декабря 2025

Скачать
Приложение № 9 к отчету о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования в 2021–2023 годах средств федерального бюджета, выделенных на оказание универсальных услуг связи». Расчет итоговой оценки эффективности расходов федерального бюджета на обеспечение оказания УУС

DOCX 31.53 КБ

3 декабря 2025

Скачать