Все Аудиты федерального бюджета

Оперативный анализ

12 декабря 2024

1 ПРОСМОТР

Опердоклад за январь – сентябрь 2024 года

Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-сентябрь 2024 года. Ознакомиться с основными выводами документа, а также с результатами анализа исполнения бюджетов внебюджетных фондов и консолидированных бюджетов регионов можно ниже.

К документам

Макроэкономические показатели

В январе – сентябре российская экономика развивалась в условиях продолжающегося санкционного давления на фоне геополитической напряженности на Ближнем Востоке. Основные показатели социально-экономического развития продолжали расти, однако динамика некоторых из них (промышленное производство, строительство, оборот розничной торговли) начала постепенно замедляться на фоне высоких темпов роста в аналогичном периоде предыдущего года и некоторого торможения потребительского спроса.

Основными сдерживающими экономическую динамику факторами выступали высокая инфляция, ограничения на рынке труда, жесткая денежно-кредитная политика и продолжающееся сокращение экспорта и импорта товаров.

yo8t11v911176gyowgjpbt0mgnwru1bq.svg
Доходы

Общий объем доходов федерального бюджета составил 26 289 млрд рублей, или 75 % прогнозируемого общего объема доходов, из них нефтегазовых доходов – 8 327,3 млрд рублей, ненефтегазовых доходов – 17 961,7 млрд. рублей. По сравнению с январем – сентябрем 2023 года объем доходов увеличился на 6 554,5 млрд рублей, или на 33,2 %, из них:

  • нефтегазовые доходы увеличились на 2 751,8 млрд рублей, или на 49,4 %, в основном в результате роста средней цены на нефть, используемой для расчета среднего обменного курса доллара США по отношению к рублю. При этом сформированы дополнительные нефтегазовые доходы в объеме 997,8 млрд рублей;
  • ненефтегазовые доходы увеличились на 3 802,7 млрд рублей, или на 26,9 %, что в основном связано с увеличением поступлений НДС, налога на прибыль организаций, доходов от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете (ЕКС), доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния, доходов от проведения «крабовых» аукционов, доходов от перечисления части прибыли Банка России, утилизационного сбора, ввозных и вывозных таможенных пошлин и других.
mffk61lt7o13juojib8gimd5w1sng3i1.svg
Расходы

Кассовое исполнение расходов составило 26 120,3 млрд рублей, или 68,6 % показателя сводной росписи с изменениями, что на 1,2 процентного пункта ниже аналогичного периода предыдущего года. Как и в аналогичном периоде предыдущего года, на уровне ниже среднего исполнены расходы по группам видов расходов «Иные бюджетные ассигнования» и «Капитальные вложения в объекты государственной собственности». 

eepr5qo0c3k38oo95gowcdmj6k0h1vus.svg
Государственные программы

Расходы на реализацию госпрограмм исполнены (открытая часть) в сумме 17 043,7 млрд рублей (70,9 %), что на 3 096,0 млрд. рублей (на 22,2 %) больше объема исполнения за аналогичный период 2023 года. На уровне менее 40 % исполнены расходы по госпрограммам: Арктика (32,6 %), международное развитие (32,8 %), радиоэлектронная промышленность (32,8 %), судостроение (38,7 %).

6vu7frfs3x1fmu2nykg2dpfrb4chhzer.svg

Из 515 структурных элементов госпрограмм существенно низкий уровень исполнения расходов (менее 10 %) отмечается по 19 (3,7 %), не начато исполнение по 9 федеральным проектам, 10 ведомственным проектам и 4 комплексам процессных мероприятий с общим объемом бюджетных ассигнований 30,4 млрд рублей.

Уровень исполнения расходов по проектной части госпрограмм (67,1 %) ниже среднего уровня исполнения расходов по госпрограммам (70,9 %).

Расходы на капитальные вложения

Исполнение расходов на осуществление капитальных вложений в соответствии с Реестром объектов капитального строительства составило 52 % показателя сводной росписи с изменениями, что ниже соответствующего показателя за аналогичный период 2023 года на 7,3 процентного пункта.

Расходы не осуществлялись по ряду главных распорядителей, в том числе Минцифры России и Ространснадзору. По состоянию на 1 октября 2024 года введено в эксплуатацию 23 из 204 объектов капитального строительства, предусмотренных к вводу в 2024 году.

x42ideuplkkvvebqqyipsf4f9rkmuf08.svg
Межбюджетные трансферты

Объем предоставленных межбюджетных трансфертов регионам составил 2 558,5 млрд рублей, или 70,4 % показателя сводной росписи с изменениями, что ниже уровня за аналогичный период прошлого года на 3,5 процентного пункта.

На уровне менее 40 % показателя сводной росписи с изменениями исполнены расходы по 4 главным распорядителям:

  • Минэнерго России,
  • Минобрнауки России,
  • Росреестр,
  • Росрыболовство.
Дефицит

С учетом аналитической оценки поступления доходов федеральный бюджет исполнен с профицитом в объеме 168,7 млрд рублей, или 0,1 % прогнозируемого объема ВВП, при утвержденном дефиците (с изменениями) 2 120,1 млрд рублей.

Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в российской валюте, на 268,9 млрд рублей, или на 13,1 %, меньше аналогичного показателя 2023 года, при этом совокупный объем спроса увеличился на 18,9 %, а предложение – на 5 %. Доходность размещения облигаций федерального займа увеличилась: по ОФЗ-ПД максимальная доходность составила 16,53 % годовых (в аналогичном периоде 2023 года 11,89 %), что ниже максимальной действующей в отчетном периоде ключевой ставки 19 %, по ОФЗ-ИН – 5,17 % (3,33 %).

ФНБ

Объем Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте по сравнению с началом года увеличился на 6,9 % и составил 12 787,1 млрд. рублей (6,68 % ВВП).

s2b8irgbfa0bogpsp20tho6kwyzzydyj.svg

По сравнению с началом года:

  • объем средств ФНБ, размещенных на счетах в Банке России, увеличился на 4,9 % и составил 5 255,2 млрд рублей (2,75 % ВВП), из них 55,78 % размещены в китайских юанях, 44,19 % в золоте в обезличенной форме и 0,03 % в рублях;
  • в иных финансовых активах увеличился на 8,3 % и составил 7 532 млрд рублей (3,93 % ВВП), из них 40,6 % в обыкновенных акциях ПАО «Сбербанк России», 21,6 % в размещениях, связанных с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов.
hhtf11923mtfh1j0hkfaxs9hmtmkb6ra.svg
Государственный долг

Государственный долг увеличился на 4,3 %, и составил 26 706,7 млрд рублей, или 14 % ВВП, при этом внутренний долг увеличился на 4,6 %, и составил 21 760,8 млрд. рублей, внешний долг в иностранной валюте в рублевом эквиваленте увеличился 3,4 %, и составил 4 945,9 млрд рублей (53,3 млрд. долларов США)

lc11w281ozhdna0yjq4gfmujlby5kowcx.svg

Расходы на обслуживание государственного долга составили 1 649,9 млрд рублей, или 71,9 % показателя сводной росписи. При этом их доля в общем объеме расходов федерального бюджета составила 6,2 % и увеличилась по сравнению с аналогичным показателем 2023 года на 3 процентных пункта.

phf3rl401ique9mumofmg7ojdewzh83k.svg
Консолидированные бюджеты регионов

Ситуация с исполнением консолидированных бюджетов регионов повторяет тренды аналогичных периодов прошлых лет. По состоянию на 1 октября 2024 года профицит консолидированных бюджетов составил 1 038,7 млрд рублей. Вместе с тем к значительному профициту необходимо относиться достаточно сдержанно, так как по итогам года, как правило, исполнение региональных бюджетов не столь оптимистичное: прогнозная оценка Минфина России по дефициту консолидированных бюджетов регионов по итогам 2024 года увеличена в 2,4 раза с 43,1 до 102,7 млрд рублей.

01qkkqxav7oysrzwr3ibj31a2msnk8yjy.svg

С суммарным профицитом в объеме 1 266,6 млрд рублей исполнены бюджеты 62 регионов, с суммарным дефицитом в объеме 229,2 млрд рублей – бюджеты 28 регионов.

211tjlzibnh4awqu04j5zpl7k6zt9ocez.svg

На 1 октября 2024 года положительная динамика исполнения доходов сложилась в 64 регионах, из них в 33 рост превысил среднероссийский (106,9 %), а в 29 – индекс потребительских цен (108,3 %). Общий объем доходов по итогам III квартала сократился в 25 регионах, из них в шести – за счет одновременного сокращения поступлений налога на прибыль организаций и сокращения межбюджетных трансфертов. В структуре доходов консолидированных бюджетов регионов доля налоговых и неналоговых доходов выросла по сравнению с январем - сентябрем 2023 года на 3,2 процентного пункта и составила 83,1 %. Доля безвозмездных перечислений напротив снизилась до 16,9 %.

j4agex3rfm6ve4ttfb8jp5ky9cpnocl4.svg

Положительная динамика расходов отмечается в 70 регионах, из них в 42 темпы роста расходов превысили индекс потребительских цен. Среди лидеров роста расходов – регионы нефтегазовой (Тюменская, Оренбургская, Астраханская, Сахалинская области,) и металлургической (Вологодская, Липецкая области) специализации. Все они существенно наращивали вложения в образование и национальную экономику. Снижение расходов зафиксировано в 19 регионах. На их сокращение повлияло снижение в отчетном периоде перечисленных из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, завершение проектов по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, а также завершение переходного периода по передаче полномочий регионов по отдельным социальным выплатам в СФР.

Государственный долг регионов по состоянию на 1 октября 2024 года уменьшился по сравнению с началом года на 2,2 % и составил 3 150,9 млрд рублей.

u8ctn3b6z4xuio9yuh6ge8suq3eh7np2.svg
Бюджеты внебюджетных фондов.
СФР

За 9 месяцев 2024 года в бюджет Фонда поступили доходы в объеме 11 358,6 млрд рублей, в 1,29 раза больше доходов аналогичного периода 2023 года. Годовой прогнозный план по доходам выполнен на 70,9 %.

За 9 месяцев 2024 года Фондом израсходовано 11 149,3 млрд рублей (68,4 % показателя СБР). По сравнению с аналогичным периодом 2023 года рост расходов составил 1 479,2 млрд рублей (на 15,3 %).

В рамках расходов на социальное обеспечение населения основная доля расходов (46,3 %) приходится на страховое обеспечение по страхованию на случай ВНиМ. Расходы по данному виду страхования по сравнению с аналогичным периодом 2023 года в целом увеличились на 117,7 млрд рублей или на 20,4 %. По страхованию от НСПиПЗ расходы выросли на 13,4 млрд рублей или на 18,6 %. Наибольший рост приходится на расходы на предоставление единовременных страховых выплат (на 54,9 %) и субсидий ФБУ подведомственным центрам реабилитацииц на выполнение государственных заданий (на 53,3 %).

e0zo582yp5xnmc0g2wwva18brws9qv67.svg

На реализацию мер социальной поддержки семей с детьми израсходовано 1 516,1 млрд рублей (67,6 % годового объема), что на 11,9 % больше расходов аналогичного периода 2023 года. Рост обусловлен увеличением расходов на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка. На его выплату в 2024 году запланировано 1 635,1 млрд рублей, из которых за 9 месяцев 2024 года израсходовано 68,5 %.

Бюджет СФР исполнен с профицитом в объеме 209,4 млрд рублей. Остатки средств бюджета СФР на 1 октября 2024 года составили 1 585,8 млрд рублей.

4eer750w1oocnohrjf7cehtd30x9c1so.svg
ФОМС

Доходная часть бюджета ФОМС исполнена в общей сумме 2 836 млрд рублей (75,9 % прогнозируемого годового объема), что на 20,5 % больше аналогичного показателя 2023 года. В общей структуре доходов бюджета ФОМС по итогам III квартала 2024 года основная доля приходится на страховые взносы на ОМС: 85,9 % или 2 436,2 млрд рублей.

o5it9zvspj7ucw57qeb37ez67wimajq4.svg

Расходы Фонда исполнены в общей сумме 2 900,6 млрд рублей, что составляет 74,6 % годового планового объема.

0e7yxbuvgk2nuotoghihb1rfmav8be3q.svg

В январе – сентябре 2024 года регионами оказана медицинская помощь пациентам с онкологическими заболеваниями на общую сумму 314,8 млрд рублей, что на 17,8 млрд рублей больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

На оказание высокотехнологичной медицинской помощи Фондом израсходовано 79,3 млрд рублей, что составляет 60,4 % утвержденного годового показателя. Практически вся указанная сумма – 78,3 млрд рублей, направлена на финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, которую оказывали государственные медицинские учреждения, частным медицинским организациям было предоставлено 1 047,7 млн рублей.

Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – сентябрь 2024 года

PDF 2.98 МБ

17 декабря 2025

Скачать
Оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – сентябрь 2024 года

PDF 1.05 МБ

17 декабря 2025

Скачать
Оперативный доклад об исполнении бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации январь – сентябрь 2024 года

PDF 1.01 МБ

17 декабря 2025

Скачать
Оперативный доклад об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования январь – сентябрь 2024 года

PDF 706.22 КБ

17 декабря 2025

Скачать
Материалы по теме

Оперативный анализ

27 сентября 2024

Опердоклад за январь – июнь 2024 года

Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-июнь 2024 года.

Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – июнь 2024 года

Скачать

PDF 2.85 МБ

Оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – июнь 2024 года

Скачать

PDF 851.68 КБ

Оперативный анализ

11 июня 2024

Опердоклад за январь – март 2024

Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-март 2024 года.

Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – март 2024

Скачать

PDF 2.48 МБ

Оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – март 2024 года

Скачать

PDF 795.63 КБ

Оперативный анализ

04 апреля 2024

Оперативный доклад – 2023 год

Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за 2023 год.

Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – декабрь 2023 года

Скачать

PDF 2.92 МБ

Оперативный доклад об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – декабрь 2023 года

Скачать

PDF 1.04 МБ