Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-сентябрь 2024 года. Ознакомиться с основными выводами документа, а также с результатами анализа исполнения бюджетов внебюджетных фондов и консолидированных бюджетов регионов можно ниже.
К документамВ январе – сентябре российская экономика развивалась в условиях продолжающегося санкционного давления на фоне геополитической напряженности на Ближнем Востоке. Основные показатели социально-экономического развития продолжали расти, однако динамика некоторых из них (промышленное производство, строительство, оборот розничной торговли) начала постепенно замедляться на фоне высоких темпов роста в аналогичном периоде предыдущего года и некоторого торможения потребительского спроса.
Основными сдерживающими экономическую динамику факторами выступали высокая инфляция, ограничения на рынке труда, жесткая денежно-кредитная политика и продолжающееся сокращение экспорта и импорта товаров.
Общий объем доходов федерального бюджета составил 26 289 млрд рублей, или 75 % прогнозируемого общего объема доходов, из них нефтегазовых доходов – 8 327,3 млрд рублей, ненефтегазовых доходов – 17 961,7 млрд. рублей. По сравнению с январем – сентябрем 2023 года объем доходов увеличился на 6 554,5 млрд рублей, или на 33,2 %, из них:
Кассовое исполнение расходов составило 26 120,3 млрд рублей, или 68,6 % показателя сводной росписи с изменениями, что на 1,2 процентного пункта ниже аналогичного периода предыдущего года. Как и в аналогичном периоде предыдущего года, на уровне ниже среднего исполнены расходы по группам видов расходов «Иные бюджетные ассигнования» и «Капитальные вложения в объекты государственной собственности».
Расходы на реализацию госпрограмм исполнены (открытая часть) в сумме 17 043,7 млрд рублей (70,9 %), что на 3 096,0 млрд. рублей (на 22,2 %) больше объема исполнения за аналогичный период 2023 года. На уровне менее 40 % исполнены расходы по госпрограммам: Арктика (32,6 %), международное развитие (32,8 %), радиоэлектронная промышленность (32,8 %), судостроение (38,7 %).
Из 515 структурных элементов госпрограмм существенно низкий уровень исполнения расходов (менее 10 %) отмечается по 19 (3,7 %), не начато исполнение по 9 федеральным проектам, 10 ведомственным проектам и 4 комплексам процессных мероприятий с общим объемом бюджетных ассигнований 30,4 млрд рублей.
Уровень исполнения расходов по проектной части госпрограмм (67,1 %) ниже среднего уровня исполнения расходов по госпрограммам (70,9 %).
Исполнение расходов на осуществление капитальных вложений в соответствии с Реестром объектов капитального строительства составило 52 % показателя сводной росписи с изменениями, что ниже соответствующего показателя за аналогичный период 2023 года на 7,3 процентного пункта.
Расходы не осуществлялись по ряду главных распорядителей, в том числе Минцифры России и Ространснадзору. По состоянию на 1 октября 2024 года введено в эксплуатацию 23 из 204 объектов капитального строительства, предусмотренных к вводу в 2024 году.
Объем предоставленных межбюджетных трансфертов регионам составил 2 558,5 млрд рублей, или 70,4 % показателя сводной росписи с изменениями, что ниже уровня за аналогичный период прошлого года на 3,5 процентного пункта.
На уровне менее 40 % показателя сводной росписи с изменениями исполнены расходы по 4 главным распорядителям:
С учетом аналитической оценки поступления доходов федеральный бюджет исполнен с профицитом в объеме 168,7 млрд рублей, или 0,1 % прогнозируемого объема ВВП, при утвержденном дефиците (с изменениями) 2 120,1 млрд рублей.
Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в российской валюте, на 268,9 млрд рублей, или на 13,1 %, меньше аналогичного показателя 2023 года, при этом совокупный объем спроса увеличился на 18,9 %, а предложение – на 5 %. Доходность размещения облигаций федерального займа увеличилась: по ОФЗ-ПД максимальная доходность составила 16,53 % годовых (в аналогичном периоде 2023 года 11,89 %), что ниже максимальной действующей в отчетном периоде ключевой ставки 19 %, по ОФЗ-ИН – 5,17 % (3,33 %).
Объем Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте по сравнению с началом года увеличился на 6,9 % и составил 12 787,1 млрд. рублей (6,68 % ВВП).
По сравнению с началом года:
Государственный долг увеличился на 4,3 %, и составил 26 706,7 млрд рублей, или 14 % ВВП, при этом внутренний долг увеличился на 4,6 %, и составил 21 760,8 млрд. рублей, внешний долг в иностранной валюте в рублевом эквиваленте увеличился 3,4 %, и составил 4 945,9 млрд рублей (53,3 млрд. долларов США)
Расходы на обслуживание государственного долга составили 1 649,9 млрд рублей, или 71,9 % показателя сводной росписи. При этом их доля в общем объеме расходов федерального бюджета составила 6,2 % и увеличилась по сравнению с аналогичным показателем 2023 года на 3 процентных пункта.
Ситуация с исполнением консолидированных бюджетов регионов повторяет тренды аналогичных периодов прошлых лет. По состоянию на 1 октября 2024 года профицит консолидированных бюджетов составил 1 038,7 млрд рублей. Вместе с тем к значительному профициту необходимо относиться достаточно сдержанно, так как по итогам года, как правило, исполнение региональных бюджетов не столь оптимистичное: прогнозная оценка Минфина России по дефициту консолидированных бюджетов регионов по итогам 2024 года увеличена в 2,4 раза с 43,1 до 102,7 млрд рублей.
С суммарным профицитом в объеме 1 266,6 млрд рублей исполнены бюджеты 62 регионов, с суммарным дефицитом в объеме 229,2 млрд рублей – бюджеты 28 регионов.
На 1 октября 2024 года положительная динамика исполнения доходов сложилась в 64 регионах, из них в 33 рост превысил среднероссийский (106,9 %), а в 29 – индекс потребительских цен (108,3 %). Общий объем доходов по итогам III квартала сократился в 25 регионах, из них в шести – за счет одновременного сокращения поступлений налога на прибыль организаций и сокращения межбюджетных трансфертов. В структуре доходов консолидированных бюджетов регионов доля налоговых и неналоговых доходов выросла по сравнению с январем - сентябрем 2023 года на 3,2 процентного пункта и составила 83,1 %. Доля безвозмездных перечислений напротив снизилась до 16,9 %.
Положительная динамика расходов отмечается в 70 регионах, из них в 42 темпы роста расходов превысили индекс потребительских цен. Среди лидеров роста расходов – регионы нефтегазовой (Тюменская, Оренбургская, Астраханская, Сахалинская области,) и металлургической (Вологодская, Липецкая области) специализации. Все они существенно наращивали вложения в образование и национальную экономику. Снижение расходов зафиксировано в 19 регионах. На их сокращение повлияло снижение в отчетном периоде перечисленных из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, завершение проектов по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, а также завершение переходного периода по передаче полномочий регионов по отдельным социальным выплатам в СФР.
Государственный долг регионов по состоянию на 1 октября 2024 года уменьшился по сравнению с началом года на 2,2 % и составил 3 150,9 млрд рублей.
За 9 месяцев 2024 года в бюджет Фонда поступили доходы в объеме 11 358,6 млрд рублей, в 1,29 раза больше доходов аналогичного периода 2023 года. Годовой прогнозный план по доходам выполнен на 70,9 %.
За 9 месяцев 2024 года Фондом израсходовано 11 149,3 млрд рублей (68,4 % показателя СБР). По сравнению с аналогичным периодом 2023 года рост расходов составил 1 479,2 млрд рублей (на 15,3 %).
В рамках расходов на социальное обеспечение населения основная доля расходов (46,3 %) приходится на страховое обеспечение по страхованию на случай ВНиМ. Расходы по данному виду страхования по сравнению с аналогичным периодом 2023 года в целом увеличились на 117,7 млрд рублей или на 20,4 %. По страхованию от НСПиПЗ расходы выросли на 13,4 млрд рублей или на 18,6 %. Наибольший рост приходится на расходы на предоставление единовременных страховых выплат (на 54,9 %) и субсидий ФБУ подведомственным центрам реабилитацииц на выполнение государственных заданий (на 53,3 %).
На реализацию мер социальной поддержки семей с детьми израсходовано 1 516,1 млрд рублей (67,6 % годового объема), что на 11,9 % больше расходов аналогичного периода 2023 года. Рост обусловлен увеличением расходов на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка. На его выплату в 2024 году запланировано 1 635,1 млрд рублей, из которых за 9 месяцев 2024 года израсходовано 68,5 %.
Бюджет СФР исполнен с профицитом в объеме 209,4 млрд рублей. Остатки средств бюджета СФР на 1 октября 2024 года составили 1 585,8 млрд рублей.
Доходная часть бюджета ФОМС исполнена в общей сумме 2 836 млрд рублей (75,9 % прогнозируемого годового объема), что на 20,5 % больше аналогичного показателя 2023 года. В общей структуре доходов бюджета ФОМС по итогам III квартала 2024 года основная доля приходится на страховые взносы на ОМС: 85,9 % или 2 436,2 млрд рублей.
Расходы Фонда исполнены в общей сумме 2 900,6 млрд рублей, что составляет 74,6 % годового планового объема.
В январе – сентябре 2024 года регионами оказана медицинская помощь пациентам с онкологическими заболеваниями на общую сумму 314,8 млрд рублей, что на 17,8 млрд рублей больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи Фондом израсходовано 79,3 млрд рублей, что составляет 60,4 % утвержденного годового показателя. Практически вся указанная сумма – 78,3 млрд рублей, направлена на финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, которую оказывали государственные медицинские учреждения, частным медицинским организациям было предоставлено 1 047,7 млн рублей.
Оперативный анализ
27 сентября 2024
Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-июнь 2024 года.
Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – июнь 2024 года
Оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – июнь 2024 года
Оперативный анализ
11 июня 2024
Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-март 2024 года.
Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – март 2024
Оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – март 2024 года
Оперативный анализ
04 апреля 2024
Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за 2023 год.
Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – декабрь 2023 года
Оперативный доклад об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – декабрь 2023 года