Социальные сети:
Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за 2024 год. Ознакомиться с основными выводами документа, а также с результатами анализа консолидированных бюджетов регионов можно ниже.
К документамВ 2024 году российская экономика развивалась в условиях нарастающего санкционного давления, развития торговых отношений со странами-участниками БРИКС, а также обострения геополитической ситуации на Ближнем Востоке.
Ключевыми вызовами 2024 года для российской экономики стали высокая инфляция, жесткая денежно-кредитная политика, ограничения на рынке труда, а также сокращение стоимостных объемов экспорта и импорта товаров.
Основные показатели социально-экономического развития в 2024 году продолжали расти, при этом динамика реального сектора (промышленное производство, строительство) и потребительского спроса во второй половине года начала постепенно замедляться.
Общий объем доходов федерального бюджета составил 36 708,8 млрд рублей, или 104,7 % прогнозируемого объема, из них нефтегазовых доходов – 11 131,1 млрд рублей, ненефтегазовых доходов – 25 577,7 млрд рублей.
По сравнению с 2023 годом объем доходов федерального бюджета увеличился на 7 584,8 млрд рублей, или на 26 %, из них:
Кассовое исполнение расходов составило 40 191,6 млрд рублей, или 99 % показателя сводной росписи с изменениями, что несколько выше уровня исполнения за 2023 год. Объем неисполненных расходов составил 387,1 млрд рублей и уменьшился по сравнению с 2023 годом на 226,6 млрд рублей, или на 36,9 %.
Как и в предыдущие годы, отмечается неравномерность исполнения расходов федерального бюджета. В IV квартале 2024 года осуществлены расходы в сумме 14 485,3 млрд рублей, что составляет 36 % общего объема расходов за год (в IV квартале 2023 года – 11 169,2 млрд рублей, что составляет 34,5 %). Доля расходов в IV квартале увеличилась за последние 9 лет на 5,6 процентного пункта.
Расходы на реализацию госпрограмм исполнены (открытая часть) в сумме 25 644,7 млрд рублей (или 99,3 %), что на 23,3 % больше объема исполнения указанных расходов за аналогичный период 2023 года и на 0,4 процентного пункта выше уровня исполнения соответствующих расходов. Не в полном объеме исполнены расходы по 46 госпрограммам, объем неисполненных расходов (открытая часть) составил 192,1 млрд рублей, или 0,7 % показателя сводной росписи с изменениями (в 2023 году 225,0 млрд рублей, или 1,1 %).
Низкий уровень расходов отмечается по госпрограммам (открытая часть): культура – 94,7 % показателя сводной росписи с изменениями, управление госфинансами – 95 %, энергетика – 97,5 %, Арктика – 98,1 %, лесное хозяйство – 98,5 %, окружающая среда – 98,5 %, туризм – 98,6 %, образование – 98,9 %.
Исполнение расходов на осуществление капитальных вложений в соответствии с реестром объектов капитального строительства за 2024 год составило 98,2 % показателя сводной росписи с изменениями, что выше соответствующего показателя за 2023 год на 3,1 процентного пункта (95,1 %).
Ниже среднего уровня кассового исполнения указанных расходов (98,2 %) исполнены расходы по 9 из 48 главных распорядителей средств федерального бюджета, или 18,8 % количества.
В январе – декабре 2024 года, по данным ГИИС «Электронный бюджет», введено в эксплуатацию 59 из 208 объектов капитального строительства, предусмотренных к вводу в 2024 году, или 28,4 % количества объектов, в 2023 году – 62 из 86 объектов, или 72,1 %.
Объем предоставленных межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации составил 3 653,2 млрд рублей и уменьшился по сравнению с 2023 годом на 279,2 млрд рублей, или на 7,1 %, что обусловлено снижением объемов дотаций на 210,7 млрд рублей, или на 13,6 % и иных межбюджетных трансфертов – на 268,7 млрд рублей, или на 50,9 %, при увеличении объемов субсидий на 178,0 млрд рублей, или на 11,3 % и субвенций – на 22,7 млрд рублей, или на 8 %.
Уровень исполнения межбюджетных трансфертов (99,1 %) ниже уровня 2023 года на 0,2 процентного пункта.
Доля субсидий в общем объеме межбюджетных трансфертов увеличилась на 7,9 процентного пункта (с 40 % до 47,9 %).
Объем неисполненных межбюджетных трансфертов составил 34,4 млрд рублей, что обусловлено неисполнением расходов в основном по субсидиям (28,8 млрд рублей).
На уровне менее 90 % исполнены межбюджетные трансферты по 2 главным распорядителям (Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Минпромторг России). Наибольший объем неисполненных расходов по межбюджетным трансфертам сложился по Минздраву России (12,3 млрд рублей).
Дефицит составил 3 482,8 млрд рублей, или 1,7 % ВВП по первой оценке Росстата, при утвержденном дефиците (с изменениями) 2 120,1 млрд рублей, или 1,1 % прогнозируемого объема ВВП.
Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в российской валюте, является наибольшим за последние 4 года (после максимального размещения в рамках «пандемийного» 2020 года в объеме 5 176,4 млрд рублей) и на 1 371,1 млрд рублей, или на 53,2 %, больше аналогичного показателя 2023 года, при этом совокупный объем спроса увеличился на 64,7 %, а предложение – на 16,0 %.
В 2024 году заимствования на международных рынках капитала не осуществлялись. Кредиты (займы) международных финансовых организаций и правительств иностранных государств не привлекались.
Объем Фонда национального благосостояния по итогам исполнения в 2024 году в рублевом эквиваленте составил 11 880 млрд рублей (5,9 % ВВП) и по сравнению с началом года уменьшился на 85,1 млрд рублей, или на 0,7 %, в том числе:
Государственный долг в 2024 году увеличился на 3 445,6 млрд рублей, или на 13,5 %, и составил 29 040,7 млрд рублей, или 14,5 % ВВП, при этом внутренний долг увеличился на 2 929,5 млрд рублей, или на 14,1 %, и составил 23 742,3 млрд рублей, внешний долг в иностранной валюте уменьшился на 1,2 млрд долларов США (в рублевом эквиваленте увеличился на 516,0 млрд рублей), или на 2,3 % (10,8 %), и составил 52,1 млрд долларов США (5 298,4 млрд рублей).
СРасходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации (с учетом статьи 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации) составили 2 328,7 млрд рублей, или 99,8 % показателя сводной росписи. При этом их доля в общем объеме расходов федерального бюджета составила 5,8 %, увеличилась по сравнению с «допандемийным» 2019 годом на 1,8 процентного пункта и стала одной из основных статей функциональной классификации расходов.
Складывающийся в течение 2024 года высокий профицит консолидируемых бюджетов субъектов Российской Федерации (еще по состоянию на 1 декабря профицит составлял 1 526,2 млрд рублей) значительно сократился в декабре на фоне стремительного роста расходов и на 1 января 2025 года отмечается дефицит в объеме 297,6 млрд рублей, что в 6,9 раз превышает прогнозную оценку Минфина России на этапе прогнозирования бюджета на 2024 год и в 2,9 раза – уточненный прогноз Минфина России.
С суммарным профицитом в объеме 340,5 млрд рублей исполнены бюджеты 40 регионов, с суммарным дефицитом в объеме 638,1 млрд рублей – бюджеты 49 регионов
В рамках безвозмездных перечислений субъектам Российской Федерации из федерального бюджета перечислены межбюджетные трансферты в размере 3 653,2 млрд рублей. Объем межбюджетных трансфертов, по сравнению с 2023 годом, снизился на 7,1 %, при этом дотаций – на 13,6 %, иных межбюджетных трансфертов – в 2 раза.
Изменилась и структура межбюджетных трансфертов. Так, доля дотаций снизилась с 39,5 % в 2023 году до 36,7 % в 2024 году. Удельный вес целевых межбюджетных трансфертов составил 63,3 % против 60,5 % в 2023 году, что связано со значительным ростом доли субсидий с 40 % в 2023 году до 47,9 % в 2024 году.
Несмотря на снижение общего объема межбюджетных трансфертов, отмечается рост их количества (с 350 в 2020 году до 471 в 2024 году)
По состоянию на 1 января 2025 года государственный долг субъектов Российской Федерации составил 3 147,8 млрд рублей и уменьшился по сравнению с 1 января 2024 года (3 220,7 млрд рублей) на 72,9 млрд рублей, или на 2,3 %.
В отчетном периоде произошло увеличение государственного долга по кредитам от кредитных организаций с 126,7 млрд рублей до 227,5 млрд рублей (на 100,8 млрд рублей, или на 79,5 %), по государственным гарантиям с 53,6 млрд рублей до 63,5 млрд рублей (на 9,9 млрд рублей, или на 18,5 %).
Оперативный анализ
12 декабря 2024
Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-сентябрь 2024 года.
Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – сентябрь 2024 года
Оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – сентябрь 2024 года
Оперативный анализ
27 сентября 2024
Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-июнь 2024 года.
Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – июнь 2024 года
Оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – июнь 2024 года
Оперативный анализ
11 июня 2024
Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-март 2024 года.
Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – март 2024
Оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – март 2024 года
Оперативный анализ
04 апреля 2024
Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за 2023 год.
Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – декабрь 2023 года
Оперативный доклад об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – декабрь 2023 года