Все Аудиты федерального бюджета

Оперативный анализ

18 марта 2025

11 ПРОСМОТРОВ

Оперативный доклад – 2024 год

Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за 2024 год. Ознакомиться с основными выводами документа, а также с результатами анализа консолидированных бюджетов регионов можно ниже.

К документам

Макроэкономические показатели

В 2024 году российская экономика развивалась в условиях нарастающего санкционного давления, развития торговых отношений со странами-участниками БРИКС, а также обострения геополитической ситуации на Ближнем Востоке.

Ключевыми вызовами 2024 года для российской экономики стали высокая инфляция, жесткая денежно-кредитная политика, ограничения на рынке труда, а также сокращение стоимостных объемов экспорта и импорта товаров.

u68mm61159ckx5iw1q15mrqcsbco22yi.svg

Основные показатели социально-экономического развития в 2024 году продолжали расти, при этом динамика реального сектора (промышленное производство, строительство) и потребительского спроса во второй половине года начала постепенно замедляться.

vrd23voinnl2bdky5nemnhrqxifgawpw.svg
Раздел 1. Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета

PDF 3.08 МБ

16 декабря 2025

Скачать
Доходы

Общий объем доходов федерального бюджета составил 36 708,8 млрд рублей, или 104,7 % прогнозируемого объема, из них нефтегазовых доходов – 11 131,1 млрд рублей, ненефтегазовых доходов – 25 577,7 млрд рублей.

По сравнению с 2023 годом объем доходов федерального бюджета увеличился на 7 584,8 млрд рублей, или на 26 %, из них:

  • нефтегазовые доходы увеличились на 2 308,8 млрд рублей, или на 26,2 %, в основном в результате роста средней цены на нефть, используемой для расчета, среднего обменного курса доллара США по отношению к рублю. При этом сформированы дополнительные нефтегазовые доходы в объеме 1 299,8 млрд рублей;
  • ненефтегазовые доходы увеличились на 5 276 млрд рублей, или на 26 %, что в основном связано с увеличением поступлений НДС, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, доходов от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете (ЕКС), зачисляемых в федеральный бюджет, доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния и иных.
llrxf84hf0e3e10baib00hn2e1zui5a7.svg



Раздел 3. Анализ исполнения доходов федерального бюджета

PDF 3.08 МБ

16 декабря 2025

Скачать
Расходы

Кассовое исполнение расходов составило 40 191,6 млрд рублей, или 99 % показателя сводной росписи с изменениями, что несколько выше уровня исполнения за 2023 год. Объем неисполненных расходов составил 387,1 млрд рублей и уменьшился по сравнению с 2023 годом на 226,6 млрд рублей, или на 36,9 %.

q4wliwgz48esjj8nly7lp7rqykr0tzrl.svg

Как и в предыдущие годы, отмечается неравномерность исполнения расходов федерального бюджета. В IV квартале 2024 года осуществлены расходы в сумме 14 485,3 млрд рублей, что составляет 36 % общего объема расходов за год (в IV квартале 2023 года – 11 169,2 млрд рублей, что составляет 34,5 %). Доля расходов в IV квартале увеличилась за последние 9 лет на 5,6 процентного пункта.

6qvl4fildsev2d4kznyi0dzyqa4tr57x.svg



Раздел 4. Анализ исполнения расходов федерального бюджета

PDF 3.08 МБ

16 декабря 2025

Скачать
Государственные программы

Расходы на реализацию госпрограмм исполнены (открытая часть) в сумме 25 644,7 млрд рублей (или 99,3 %), что на 23,3 % больше объема исполнения указанных расходов за аналогичный период 2023 года и на 0,4 процентного пункта выше уровня исполнения соответствующих расходов. Не в полном объеме исполнены расходы по 46 госпрограммам, объем неисполненных расходов (открытая часть) составил 192,1 млрд рублей, или 0,7 % показателя сводной росписи с изменениями (в 2023 году 225,0 млрд рублей, или 1,1 %).

duplt2d9b4migb6tg6xmz372jkqmf6ya.svg

Низкий уровень расходов отмечается по госпрограммам (открытая часть): культура – 94,7 % показателя сводной росписи с изменениями, управление госфинансами – 95 %, энергетика – 97,5 %, Арктика – 98,1 %, лесное хозяйство – 98,5 %, окружающая среда – 98,5 %, туризм – 98,6 %, образование – 98,9 %.


Раздел 5. Анализ исполнения бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Российской Федерации

PDF 3.08 МБ

16 декабря 2025

Скачать
Расходы на осуществление капитальных вложений

Исполнение расходов на осуществление капитальных вложений в соответствии с реестром объектов капитального строительства за 2024 год составило 98,2 % показателя сводной росписи с изменениями, что выше соответствующего показателя за 2023 год на 3,1 процентного пункта (95,1 %).

Ниже среднего уровня кассового исполнения указанных расходов (98,2 %) исполнены расходы по 9 из 48 главных распорядителей средств федерального бюджета, или 18,8 % количества.

В январе – декабре 2024 года, по данным ГИИС «Электронный бюджет», введено в эксплуатацию 59 из 208 объектов капитального строительства, предусмотренных к вводу в 2024 году, или 28,4 % количества объектов, в 2023 году – 62 из 86 объектов, или 72,1 %.

Межбюджетные трансферты

Объем предоставленных межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации составил 3 653,2 млрд рублей и уменьшился по сравнению с 2023 годом на 279,2 млрд рублей, или на 7,1 %, что обусловлено снижением объемов дотаций на 210,7 млрд рублей, или на 13,6 % и иных межбюджетных трансфертов – на 268,7 млрд рублей, или на 50,9 %, при увеличении объемов субсидий на 178,0 млрд рублей, или на 11,3 % и субвенций – на 22,7 млрд рублей, или на 8 %.

qkypm51tr4kms7nk23lxfkcw2v2sonqd.svg

Уровень исполнения межбюджетных трансфертов (99,1 %) ниже уровня 2023 года на 0,2 процентного пункта.

Доля субсидий в общем объеме межбюджетных трансфертов увеличилась на 7,9 процентного пункта (с 40 % до 47,9 %).

Объем неисполненных межбюджетных трансфертов составил 34,4 млрд рублей, что обусловлено неисполнением расходов в основном по субсидиям (28,8 млрд рублей).

На уровне менее 90 % исполнены межбюджетные трансферты по 2 главным распорядителям (Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Минпромторг России). Наибольший объем неисполненных расходов по межбюджетным трансфертам сложился по Минздраву России (12,3 млрд рублей).

Раздел 8. Анализ исполнения бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации

PDF 3.08 МБ

16 декабря 2025

Скачать
Дефицит

Дефицит составил 3 482,8 млрд рублей, или 1,7 % ВВП по первой оценке Росстата, при утвержденном дефиците (с изменениями) 2 120,1 млрд рублей, или 1,1 % прогнозируемого объема ВВП.

5v3li8b5av02rhq003pyay13th7inxq2.svg

Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в российской валюте, является наибольшим за последние 4 года (после максимального размещения в рамках «пандемийного» 2020 года в объеме 5 176,4 млрд рублей) и на 1 371,1 млрд рублей, или на 53,2 %, больше аналогичного показателя 2023 года, при этом совокупный объем спроса увеличился на 64,7 %, а предложение – на 16,0 %.

f9lmn9h374qhrqal0coljuzo7toas6fo.svg

В 2024 году заимствования на международных рынках капитала не осуществлялись. Кредиты (займы) международных финансовых организаций и правительств иностранных государств не привлекались.

Раздел 11. Источники финансирования дефицита федерального бюджета, Фонд национального благосостояния, государственный долг Российской Федерации

PDF 3.08 МБ

16 декабря 2025

Скачать
ФНБ

Объем Фонда национального благосостояния по итогам исполнения в 2024 году в рублевом эквиваленте составил 11 880 млрд рублей (5,9 % ВВП) и по сравнению с началом года уменьшился на 85,1 млрд рублей, или на 0,7 %, в том числе:

  • объем средств ФНБ, размещенных на счетах в Банке России, составил 3 809,9 млрд рублей (1,9 % ВВП), из них 57,81 % размещено в китайских юанях, 42,14 % в золоте в обезличенной форме и 0,04 % в рублях, и уменьшились на 1 201,9 млрд рублей, или на 24 %. Объем ликвидных активов в общем объеме ФНБ снизился и составил 32,1 %, что является самым низким показателем за последние годы;
  • в иных финансовых активах составил 8 070,1 млрд рублей (4,0 % ВВП), из них 38,7 % в обыкновенных акциях ПАО «Сбербанк России», 20,1 % в размещениях, связанных с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, и увеличился на 1 116,8 млрд рублей, или на 16,1 %.
2c4x5vp2c4owcvr311ay2hk6zrcviffi.svg
Государственный долг

Государственный долг в 2024 году увеличился на 3 445,6 млрд рублей, или на 13,5 %, и составил 29 040,7 млрд рублей, или 14,5 % ВВП, при этом внутренний долг увеличился на 2 929,5 млрд рублей, или на 14,1 %, и составил 23 742,3 млрд рублей, внешний долг в иностранной валюте уменьшился на 1,2 млрд долларов США (в рублевом эквиваленте увеличился на 516,0 млрд рублей), или на 2,3 % (10,8 %), и составил 52,1 млрд долларов США (5 298,4 млрд рублей).

2nhgby0c7atrzjk6j47fshlofql6t1y0.svg

СРасходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации (с учетом статьи 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации) составили 2 328,7 млрд рублей, или 99,8 % показателя сводной росписи. При этом их доля в общем объеме расходов федерального бюджета составила 5,8 %, увеличилась по сравнению с «допандемийным» 2019 годом на 1,8 процентного пункта и стала одной из основных статей функциональной классификации расходов.

aii1eja7hgcli3i0iwzc5xv8yh30jbn2.svg
Консолидированные бюджеты регионов РФ

Складывающийся в течение 2024 года высокий профицит консолидируемых бюджетов субъектов Российской Федерации (еще по состоянию на 1 декабря профицит составлял 1 526,2 млрд рублей) значительно сократился в декабре на фоне стремительного роста расходов и на 1 января 2025 года отмечается дефицит в объеме 297,6 млрд рублей, что в 6,9 раз превышает прогнозную оценку Минфина России на этапе прогнозирования бюджета на 2024 год и в 2,9 раза – уточненный прогноз Минфина России.

sut7z3bbq3iw3a4zb6gdljsgdhnfrbxq.svg

С суммарным профицитом в объеме 340,5 млрд рублей исполнены бюджеты 40 регионов, с суммарным дефицитом в объеме 638,1 млрд рублей – бюджеты 49 регионов

ca0he9wgunuj2bpvyi205y2asukfzpnm.svg

В рамках безвозмездных перечислений субъектам Российской Федерации из федерального бюджета перечислены межбюджетные трансферты в размере 3 653,2 млрд рублей. Объем межбюджетных трансфертов, по сравнению с 2023 годом, снизился на 7,1 %, при этом дотаций – на 13,6 %, иных межбюджетных трансфертов – в 2 раза.

Изменилась и структура межбюджетных трансфертов. Так, доля дотаций снизилась с 39,5 % в 2023 году до 36,7 % в 2024 году. Удельный вес целевых межбюджетных трансфертов составил 63,3 % против 60,5 % в 2023 году, что связано со значительным ростом доли субсидий с 40 % в 2023 году до 47,9 % в 2024 году.

Несмотря на снижение общего объема межбюджетных трансфертов, отмечается рост их количества (с 350 в 2020 году до 471 в 2024 году)

w3q3f9ts1bx2dqbzcuu1qa3uz6luvzrf.svg

По состоянию на 1 января 2025 года государственный долг субъектов Российской Федерации составил 3 147,8 млрд рублей и уменьшился по сравнению с 1 января 2024 года (3 220,7 млрд рублей) на 72,9 млрд рублей, или на 2,3 %.

В отчетном периоде произошло увеличение государственного долга по кредитам от кредитных организаций с 126,7 млрд рублей до 227,5 млрд рублей (на 100,8 млрд рублей, или на 79,5 %), по государственным гарантиям с 53,6 млрд рублей до 63,5 млрд рублей (на 9,9 млрд рублей, или на 18,5 %).

kh3sq0pflvkgtmlqqfixngb13k8tjru7.svg
Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета – январь–декабре 2024 года

PDF 3.08 МБ

16 декабря 2025

Скачать
Оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – январь–декабрь 2024 года

PDF 1002.46 КБ

16 декабря 2025

Скачать
Оперативный доклад об исполнении бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации – январь–декабрь 2024 года

PDF 1.12 МБ

16 декабря 2025

Скачать
Оперативный доклад об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования – январь–декабрь 2024 года

PDF 751.09 КБ

16 декабря 2025

Скачать
Материалы по теме

Оперативный анализ

12 декабря 2024

Опердоклад за январь – сентябрь 2024 года

Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-сентябрь 2024 года.

Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – сентябрь 2024 года

Скачать

PDF 2.98 МБ

Оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – сентябрь 2024 года

Скачать

PDF 1.05 МБ

Оперативный анализ

27 сентября 2024

Опердоклад за январь – июнь 2024 года

Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-июнь 2024 года.

Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – июнь 2024 года

Скачать

PDF 2.85 МБ

Оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – июнь 2024 года

Скачать

PDF 851.68 КБ

Оперативный анализ

11 июня 2024

Опердоклад за январь – март 2024

Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-март 2024 года.

Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – март 2024

Скачать

PDF 2.48 МБ

Оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – март 2024 года

Скачать

PDF 795.63 КБ

Оперативный анализ

04 апреля 2024

Оперативный доклад – 2023 год

Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за 2023 год.

Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь – декабрь 2023 года

Скачать

PDF 2.92 МБ

Оперативный доклад об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь – декабрь 2023 года

Скачать

PDF 1.04 МБ