Социальные сети:
Счетная палата РФ публикует заключение на законопроект о федеральном бюджете 2026 — 2028 гг.
Ознакомиться с выводами заключения СП можно ниже.
К документамПрогноз разрабатывался Минэкономразвития России в условиях замедления роста российской экономики на фоне жесткой денежно-кредитной политики, ограничений на рынке труда и продолжающегося действия санкций.
В 2026 году прирост российской экономики ускорится до 1,3 %, а в 2027 и 2028 годах – до 2,8 % и 2,5 % соответственно. Основным фактором роста экономики в среднесрочной перспективе будет выступать внутренний спрос. При этом динамика инвестиций в основной капитал, которые являются одной из характеристик внутреннего спроса, в 2026 году снизится, а затем будет расти более низкими темпами, чем в предыдущие годы. Потребительские расходы населения будут поддерживаться ростом реальных располагаемых денежных доходов населения, которые за 2026–2028 годы вырастут на 8,8 %.
Прогноз предполагает сохранение стабильно жесткой ситуации на рынке труда, безработица будет находиться в диапазоне 2,3–2,6 %. В этих условиях обеспечение ускоренных темпов роста экономики, необходимых для достижения национальных целей, возможно только за счет повышения производительности труда. Однако ее прогнозируемый рост за три года на 6,4 % (при росте экономики на 6,8 %) недостаточен для компенсации дефицита предложения на рынке труда и перехода экономики к интенсивной модели развития.
Динамика основных параметров бюджетной системы характеризуется сохранением доли доходов в ВВП в 2026 году на уровне 2025 года, с одновременным снижением доли расходов. В дальнейшим наблюдается снижение в среднесрочном периоде доли как доходов и так расходов в ВВП.
Дефицит бюджетов планируется в 2026 году со снижением на 42 % по сравнению с 2025 годом и составит 1,7 % ВВП, в 2027 году со снижением на 16 % по сравнению с 2026 годом, в 2028 году с увеличением на 6 % по сравнению с 2027 годом, при этом по отношению к ВВП в 2027 и 2028 годах – со снижением по сравнению с 2026 годом на 0,4 процентного пункта до уровня 1,3 % ВВП.
В структуре расходов по разделам классификации в 2026–2028 годах наибольший объем, как и в предыдущие годы, составят расходы на социальную политику (28–27,4 %).
Объем доходов федерального бюджета в 2026 году прогнозируется в сумме 40 283,3 млрд рублей, что на 3 721 млрд рублей, или на 10,2 %, больше оценки поступления доходов в 2025 году. По отношению к ВВП доходы федерального бюджета увеличатся с 16,8 % в 2025 году до 17,1 % в 2026 году, с последующим снижением до 16,8 % в 2027 году и до 16,6 % в 2028 году.
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета снизится с 23,7 % в 2025 году до 21,2 % в 2028 году. Снижение прогноза поступлений обусловлено динамикой цен на энергоресурсы и курса доллара США, а также изменением налогового законодательства.
Доля ненефтегазовых доходов увеличится с 76,3 % в 2025 году до 78,8 % в 2028 году. Прогнозируемое увеличение обусловлено изменением налогового законодательства, ростом поступлений основных налоговых доходов (налог на прибыль организаций, НДФЛ, НДС, акцизы, налог на игорный бизнес) на фоне изменения макроэкономических показателей (роста номинального объема ВВП, стоимостных объемов импорта и курса доллара США).
В 2026–2028 годах расходы федерального бюджета планируются с ростом по отношению к 2025 году в номинальном и в реальном выражении. Объем расходов в 2026 году составит 44 069,7 млрд рублей и по сравнению с 2025 годом увеличится на 4,2 %.
В структуре расходов в 2026–2028 годах наибольший объем составят расходы на национальную оборону, социальную политику и национальную экономику.
Расходы федерального бюджета на реализацию 49 госпрограмм (открытая часть) на 2026 год планируются в объеме 26 724,1 млрд рублей, или 85,2 % общего объема расходов федерального бюджета (открытая часть) соответственно.
Наибольшее увеличение расходов по сравнению с показателями сводной бюджетной росписи на 1 сентября 2025 года отмечается по государственным программам:
На предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на 2026 год планируются в объеме 2 302,2 млрд рублей, что на 98,1 млрд рублей, или на 4,5 %, больше показателя сводной бюджетной росписи на 2025 год (по состоянию на 1 сентября).
На предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, некоммерческих организаций) индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предусмотрены в 2026 году в сумме 3 719,7 млрд рублей, что на 176,4 млрд рублей, или на 4,5 %, меньше показателя сводной бюджетной росписи на 2025 год (по состоянию на 1 сентября). В структуре объемов бюджетных ассигнований основную долю (более 95 % общего объема субсидий) составляют средства, предусмотренные по 3 разделам: «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Национальная экономика», «Охрана окружающей среды».
В 2026–2028 годах прогнозируется ежегодный рост доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также снижение дефицита указанных бюджетов с 300,4 млрд рублей в 2026 году до 176,8 млрд рублей в 2028 году.
Распределенный законопроектом объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2026 году составляет 93,9 % общего объема, что значительно выше уровня 2025 года (12,5 %), в 2027 и 2028 годах – 88,2 % и 82,5 % соответственно.
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации в 2026 году предусмотрены в общей сумме 3 552,8 млрд рублей, что на 254,7 млрд рублей, или на 6,7 %, меньше показателя сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2025 года.
Снижение межбюджетных трансфертов в 2026 году по сравнению с 2025 годом связано в основном с уменьшением объема субсидий, что обусловлено выделением в 2025 году дополнительных бюджетных ассигнований за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также в связи с передачей полномочий Социальному фонду России по предоставлению отдельных выплат, финансовое обеспечение которых в 2025 году осуществлялось за счет межбюджетных субсидий.
Расходы на осуществление капитальных вложений в соответствии с реестром объектов капитального строительства (РОКС) в 2026 году предусмотрены в сумме 1 164,7 млрд рублей, что на 208,3 млрд рублей, или на 21,8 %, больше показателя сводной бюджетной росписи на 2025 год (на 1 сентября 2025 года 956,5 млрд рублей).
Наибольший объем увеличения расходов отмечается по:
Указанное увеличение расходов обусловлено в основном включением в РОКС новых объектов и мероприятий, а также изменением стоимости работ. Всего в РОКС на 2026–2028 годы включено 813 объектов и мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов).
Проект федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов сформирован с дефицитом на все три года. При этом объем дефицита федерального бюджета к 2028 году уменьшится на 272,6 млрд рублей, или на 7,2 %, по сравнению с 2026 годом и на 2 222,5 млрд рублей, или в 1,6 раза, по сравнению с 2025 годом. На 2026 год дефицит прогнозируется в объеме 3 786,4 млрд рублей (1,6 % ВВП). Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2026‒2028 годах являются, как и предыдущие годы, поступления от размещения государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации.
В 2026–2028 годах предусматривается увеличение государственного долга Российской Федерации с 38 553,1 млрд рублей на конец 2025 года (оценка) до 53 761,5 млрд рублей на конец 2028 года, или на 15 208,4 млрд рублей (на 39,5 %), в основном за счет увеличения государственного внутреннего долга.
В связи с этим законопроектом также предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на его обслуживание на 42,1 % к 2028 году по сравнению с оценкой исполнения 2025 года, или в 1,9 раза больше исполнения 2024 года.
Предварительный аудит
14 октября 2024
Счетная палата РФ публикует заключение на законопроект о федеральном бюджете 2025 — 2027 гг.
Основные положения заключения Заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (архив)
Предварительный аудит
16 октября 2023
Счетная палата РФ публикует заключение на законопроект о федеральном бюджете 2024 — 2026 гг.
Ключевые выводы Заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (архив)
Предварительный аудит
17 октября 2022
Счетная палата РФ публикует заключение на законопроект о федеральном бюджете 2023 — 2025 гг.
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»
Ключевые выводы Заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»
Предварительный аудит
18 октября 2021
Счетная палата РФ публикует заключение на законопроект о федеральном бюджете 2022 — 2024 гг.
Заключение на проект бюджета – 2022 - ключевые тезисы
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
Предварительный аудит
15 октября 2020
Счетная палата РФ публикует заключение на законопроект федерального бюджета 2021 — 2023 годов.
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Основные положения
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» с приложениями (ZIP)