Счетная палата предложила разработать федеральный проект по развитию сферы питьевого водоснабжения
вода
водное хозяйство
питьевое водоснабжение
Трунова
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах»
Рекомендации по итогам экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах»
Приложение № 1 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Описание методов сбора и анализа фактических данных и информации для получения доказательств, включая описание ограничений данных и методов их сбора и анализа
Приложение № 2 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Перечень нормативных правовых актов, исполнение которых проанализировано в ходе экспертно-аналитического мероприятия
Приложение № 3 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Оценка критериев аудита эффективности, установленная экспертным способом в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия
Приложение № 4 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация о соответствии показателей стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и показателей развития сферы водоснабжения, установленных Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ)
Приложение № 6 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация о структуре полномочий в сфере водоснабжения
Приложение № 7 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация о применяемых на региональном уровне налоговых льготах и преференциях РСО, осуществляющих экономическую деятельность в сфере водоснабжения
Приложение № 8 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация об интервью водоканалов
Приложение № 12 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация об уровне цифровизации водоканалов
Приложение № 13 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация об актуализации схем водоснабжения после актуализации генеральных планов муниципальных образований
Приложение № 14 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация о завершенных закупках по актуализации схем водоснабжения и водоотведения
Приложение № 15 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация о раскрытии информации в сфере водоснабжения на официальных сайтах ресурсоснабжающих организаций
Приложение № 16 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация о результатах оценки влияния проектов, реализуемых в рамках концессионных соглашений, на изменение общесистемных показателей сферы водоснабжения
Приложение № 17 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация об анализе концессионных соглашений в сфере водоснабжения
Приложение № 21 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация о средствах федерального бюджета, направленных на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения в 2019 - 2023 годах
Приложение № 22 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация о средствах федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий в рамках ФП "Чистая вода"
Приложение № 23 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация о мероприятиях по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения, реализуемых в рамках инфраструктурного проекта субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения расходов которого является бюджетный кредит из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов
Приложение № 24 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация о мероприятиях по проектированию, строительству, реконструкции (модернизации), объектов водоснабжения, реализуемых в 2023 году за счет специальных казначейских кредитов
Приложение № 25 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах». Информация о предоставлении публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры
В настоящее время основными механизмами финансирования строительства объектов коммунальной инфраструктуры в регионах являются межбюджетные трансферты и инфраструктурные бюджетные кредиты (далее – ИБК). Счетная палата оценила результаты применения этих инструментов на примере двух регионов (Астраханской и Тамбовской областей) и сделала вывод о недостаточно эффективном использовании выделяемых на эти цели федеральных ресурсов.
Поддержка внутреннего туризма - одно из приоритетных направлений государственной политики. В 2021-2024 годах на развитие отрасли был направлен нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», одна из задач которого - обеспечить граждан туристической инфраструктурой. Для скорейшего достижения поставленной цели с 2022 года в рамках ФП «Развитие туристической инфраструктуры» осуществляется поддержка инвестпроектов по созданию в регионах России модульных некапитальных средств размещения*. Счетная палата проверила, как расходуются выделяемые на эти цели федеральные ресурсы и выявила ряд недостатков, в том числе: несоблюдение отдельными инвесторами условий предоставления субсидий, несовершенство законодательной базы, недостаточный контроль за выполнением проектов на этапе реализации и ввода в эксплуатацию.
Концессионные соглашения (далее – КС) в сфере жилищно-коммунального хозяйства применяются уже более 10 лет и в соответствии со Стратегией развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года определены одним из механизмов привлечения внебюджетных средств для обновления объектов коммунальной инфраструктуры. Счетная палата совместно с контрольно-счетными органами 53 регионов провела анализ их реализации и пришла к выводу, что, несмотря на активное использование, концессии пока не стали действенным инструментом притока инвестиций в сектор ЖКХ.
Счетная палата проанализировала действующие механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и в целом признала их результативными – межрегиональное неравенство снижается. При этом максимальное сокращение происходит при предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и межбюджетных субсидий. В то же время общий уровень межрегиональной дифференциации по показателям доходов консолидированных бюджетов за последние восемь лет изменился незначительно.
Развитие туризма – одно из приоритетных направлений государственной политики. На исполнение задач в этой сфере были направлены различные меры поддержки, в том числе реализуется федеральный проект «Развитие туристической инфраструктуры». Счетная палата проверила деятельность ответственных исполнителей и получателей средств. Контрольное мероприятие было проведено совместно двумя направлениями деятельности Счетной палаты – аудита регионального развития и ЖКХ и аудита социальной защиты и культуры.